Поделиться:

От эпохи Сохранения - к эпохе Объединения

Каждая эпоха в истории человечества характеризуется особым отношением к содержанию времени.


С этой точки зрения мы живём в весьма необычное, знаковое время.


Основным мейнстримом нашей эпохи является стремление к бережному сохранению всего имеющегося. Такая установка была усвоена цивилизацией относительно недавно - после Второй Мировой войны, которая в данном случае может считаться переломной точкой смены курсов. До Второй Мировой войны преобладающим курсом был курс на ликвидацию, т.е. отмену старого. В этом смысле, поведение людей конца 19-первой половины 20 века находилось под влиянием революционной системы ценностей.


Великие революции первой половины ХХ века (будь то революция 1917 г. в России или роковые социальные революции 1930-х-40-х гг в странах Европы) ставили цель покончить со старым, порвать связь с предшествующим опытом человечества. В них новое не только резко противопоставлялось старому, но прошлое подлежало исключению - упразднялось. Основной интенцией указанного периода была концептуальная война с прошлым. Эта интенция впервые явно обнаружилась в середине 19 столетия, стала преобладающей после Первой Мировой войны и достигла максимума в 1940-е гг, т.е. в годы Второй Мировой войны.


Как видим, идея отрицания была неразрывно связана с идеей отбора - с отдачей предпочтения, отдаваемого одному из избираемых вариантов содержания (ценой уничтожения другого).


Революционная парадигма атаковала прошлое, а вместе с прошлым - атаковала и конкретных носителей прошлого - людей, которые не соответствовали этой парадигме.


Однако, у каждой парадигмы имеется как свой срок во времени, так и онтологические границы. Последние чаще всего бывают маркированы крупными и наглядными историческими вехами. Предел одного соответствует началу (зарождению) другого.


Курс на сохранение имеющегося (неотрицание) был, в значительной мере, закономерной реакцией на агрессию предшествующей революционной эпохи.
Высшим пиком отрицания в истории человечества была Вторая Мировая война 1939-45 гг, характеризовавшаяся чудовищными разрушениями и потрясениями всех сфер и устоев жизни.Наконец, именно на неё приходится изобретение самого разрушительного вида оружия - ядерного оружия, впервые использованного в 1945 году при бомбардировке Японии.


Идея сохранения - антитеза идеи отрицания, отмены, разрушения. В законченном смысле эта идея постулирует стремление к сохранению всего имеющегося, т.е. стремление к максимальной терпимости, отказу от преследования чуждого, максимальному соприсутствию и максимальному разнообразию разнородных представленных качеств.


Сходно с тем, как парадигма революции вела к агрессивной нетерпимости, отрицанию и отбору (фильтрации), сменившая её парадигма сохранения, напротив, настаивает на толерантности и накоплении максимально широкого спектра различных вариантов. В частности, и прошлое уже не отрицается, а получает право на сосуществование с новым. Господствующим курсом становится курс на аккумуляцию всего спектра уникальных качеств, которые были сгенерированы человечеством в прошлом. Цивилизация начинает не отсеивать что-то одно, а коллекционировать многообразие.


Однако, и у этого курса есть свой предел в общей логике развития. Предел сохранения наступает там, где даётся зелёный свет следующему - ещё более высокому принципу.

Но сохранение всего (максимальное информационное разнообразие) уже в некоторм смысле говорит о некоей достигнутой завершённости и подводит своеобразный сводный итог под предшествующей историей человечества.


Иными словами, мы получаем предельное разнообразие, сведение всего накопленного информационного опыта человечества в одну генеральную “копилку”. Сегодня такой “копилкой” на технологическом уровне очевидным образом выступает Интернет. Не это ли обещанный “конец истории”, на который ещё 30 лет назад намекал Френсис Фукуяма?


На данный вопрос, в целом, можно ответить утвердительно. Только “конец истории” здесь следует понимать в более широком и величественном смысле, чем его понимал Фукуяма. Тут имеет место фундаментальная исчерпанность, связанная с обнаружением предела информационного разнообразия. Не скроем, достижение этого предела означает для цивилизации нечто странное и даже трагическое. Речь идёт о конце линейного развития человечества, понимаемом как пошаговое движение из прошлого в будущее - от старого к новому.
И появление относительно-нового вообще.


Движение в данном направлении исчерпано и уже более невозможно. А что же тогда возможно? Ответ -трансформация иного рода, связанная с дальнейшим усилением и развитием наступившей Завершённости.
Примат сохранения - это и есть предел. Тогда что должно прийти ему на смену?


Нельзя добавить ничего принципиально нового к сумме накопленного частного, но можно объединить имеющееся (всё частное).

alt


Грядущей опцией, как видим, должна стать опция объединения. Она связана с обобщением имеющегося в целое, непосредственным переходом от частного (отдельного) к целому.


Такое изменение предусматривает смену самой логики развития - перевод последнего в следующее измерение.Это можно сравнить с прыжком из одномерности в двухмерность. Изменится сам формат существования информации.


Процесс обобщения (объединения) обнаружит то, что не было видно на частном уровне. Он позволить “объять” весь предмет развития разом. А также увидеть одновременно все связи между составляющими элементами.

Что же принесёт с собой наступающая Эпоха Объединения? Объединение стран, наций, народов, вещей, действий людей, самих людей? Объединение пространства?

Ответ. И то, и другое, и третье, и четвёртое.

Но прежде всего - объединение всей информации.


Правда, есть у этого эффекта ещё одна сторона. В этом случае частное будет выглядеть поглощённым, слитым, консолидированным. Всеобщее слияние (объединение) = сведение в одно, сжатие, в данном контексте оказывается равнозначно моменту сингулярности. Частное содержание как бы “обнуляется” в пользу целого, растворяется, аннигилируется, стремится к неразличению.


Даёт ли это на выходе генеральную пустоту?

Да, даёт, если судить согласно последовательности. Так же как переход от одинаковости к разнообразию был равнозначен переходу от отрицания (отбора) к сохранению (накоплению), так переход от разнообразия к объединению сулит фактическое растворение разных качеств в их “принудительном” смешении друг с другом.

Соединив разнообразие с единством, мы получим на выходе качественную неопределённость. Она же -состояние Сингулярности.


На генеральном уровне обнаружится “эффект пустоты”. Возникшее целое будет выглядеть как бы “пустым”, ничего не выражающим, качественно неопределённым.


Впрочем, это уже тема отдельной статьи.

* * *

alt

Вы не можете оставлять комментарии