Поделиться:

Диагноз и прогноз нынешней социальной катастрофы

alt

Стремление к безраздельности есть стремление к концу. Любая идея, доведённая до количественного предела, превращается в свою противоположность. Именно это мы и видим в наши дни.


Мы- свидетели весьма странной, мрачной и зловещей эпохи. Зловещей в самом фундаментальном смысле.
Необычной во всех отношениях. И , думаю, ныне это хорошо ощущается многими.


Присутствуем ли мы при социальной катастрофе? Да, присутствуем. Но какой именно?


Нынешним процессам, однако, нужно дать оценку. Так сказать, поставить адекватный диагноз. И ответить на ряд вопросов. Что именно происходит? Что это такое? Откуда оно проистекает? Как, по каким законам разворачивается? И уж в последнюю очередь - к чему ведёт?


Вообще, следует избавиться от некоторых иллюзий насчёт перспектив выхода человечества из нынешнего глобального кризиса. Забегая вперёд сообщу, что обычного выхода из неё нет (если, конечно, верить Математике Качеств) . А во-вторых, как мы увидим, выход из неё может быть только постчеловеческим - трансгуманистическим.
Но об этом ниже. А пока обратим внимание на факты.


Суть разрушительности нынешних тенденций чем-то напоминает дух другой мрачной эпохи, переживаемой человечеством почти век назад, а точнее - в 1930-е-1940-е годы. И обостряет где-то (как будто) схожие тенденции. А потому многие заговорили ныне о возрождении тоталитаризма

.Верно ли такое понимание?


И да, и нет.

Общее тут - реакционная природа двух сравниваемых периодов. Но надо обратить внимание на различия.


Коллективность, стремившаяся к полному подавлению индивидуальности, как известно, имела следствием рождение тоталитарного общества, крайним катастрофическим проявлением которого стал фашизм.


Не будет преувеличением подчеркнуть, что последний был не просто величайшим социальным злом, но действительно нёс угрозу существованию вида homo sapiens (в отдельном месте можно показать почему это так).
Реакцией на фашизм была парадигма индивидуализма, народившаяся в конце 1940-х гг. и окончательно победившая в начале 1990-х.


Победа либеральных принципов над идеей подчинения личности обществу знаменовала собой начало эпохи, в которой личность обрела ту активную свободу, которой она в полной мере не пользовалась никогда.
Другое дело, что дальнейшее одностороннее усиление индивидуализации неизбежно оборачивается негативным эффектом.


Ведь и тут мы сталкиваемся с ловушкой предела. Усугубление индивидуализации до последнего предела приводит к новой катастрофе, в некотором смысле схожей с тем, что пережило человечество на рубеже 1930-х-1940-х годов. И при том, совершенно другой.


Раньше, в ХХ столетии, общество подавляло личность. Теперь мы приходим к зеркальной ситуации, в которой личность (а точнее -многие отдельные личностИ) подавляют и терроризируют общество, неся смертельную угрозу самому его существованию.


Но что же будет реакцией на радикальный индивидуализм?


Попробуем проследить по пунктам анамнез нынешней цивилизационной катастрофы и дать прогноз её развитию. Разумеется, нас интересуют и конечные следствия, о которых будет сказано ниже.


Для этого нам потребуется произвести нетривиальную операцию - выявить несколько степеней индивидуализации в порядке возрастания.


Первой, но вполне нормальной, здоровой и естественной степенью индивидуального общества является


1. ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ. На этой ступени ( 1990-2000-е гг) происходит освобождение индивидуумов (частных “я”) от давления коллективного “мы”. В этот период индивидуумы обретают полноценную частную свободу, которой они были лишены до этого времени.

При этом, ещё соблюдается относительный баланс между индивидуумом и обществом. Что позволяет людям не только жить своей индивидуальной жизнью, но и участвовать активно в общественных процессах, кооперироваться, заниматься политикой, создавать социальные структуры.


Частное ещё не безраздельно доминирует. Хотя весьма сильно и полноценно.


А вот следующие этапы связаны уже с последовательным нарастанием концентрации частного. Каждая следующая ступень, следуя логике геометрической прогрессии, повышает эту концентрацию вдвое.


2. ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИГНОРИРОВАНИЯ ( с середины 2010-х до 202* ? ? ?).Характеризуется исключительным отчуждением индивидуумов, взаимной атомизацией и общей инертностью. Социальное участие существенно понижается, а позднее - всё более затрудняется. Люди начинают замыкаться в самих себе, обособляться, не обращая внимание на окружающих. При этом, нарастают внутренние противоречия среды, которые пока развиваются подспудно, не носят особо резкого вида, но обостряются со временем.


Следствием последнего процесса становится сброс на следующую ступень.


3. ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТРИЦАНИЯ ( Инд. ПРОИЗВОЛА ). Характеризуется предельным агрессивным разобщением индивидуумов, каждый из которых стремится самоутверждаться через отрицание других (соседних). На этой стадии индивидуумы не просто игнорируют, но и атакуют друг друга, чем достигается перевод общества в режим “войны всех против всех” (термин Гоббса). Разобщение принимает радикальный характер взаимного отталкивания. Отчуждение перестаёт быть инертным и становится страстным, активным, самовозгоняющимся. Каждый старается действовать по принципу “что хочу - то ворочу”, агрессивно проводя свою точку зрения в ущерб всем иным. Люди без стеснения и всё более демонстративно “наступают” друг на друга. Нарастает взаимная агрессия элементов, которая может проявляться в актах взаимной ненависти, вандализма и гражданского противостояния.

Разрушительные процессы социального распада принимают лавинообразный характер.


Это ведёт к полной рассогласованности на всех уровнях. Деструктивное начало человеческого поведения больше не встречает отпор со стороны коллективного регулятора и спокойно “пропускается”. Любые деструктивные девиации (например, опасные акты, аномии, несущие угрозу самой цивилизации, биологические угрозы, рискованные эксперименты), получают “право на жизнь”. Разлагающееся общество перестаёт адекватно “реагировать” на угрозы. Напротив, его реакции становятся всё более односторонними, аномальными, непоследовательными, не отвечающими природе и характеру вызовов.


Индивидуальное начало уже не игнорирует коллективность, а активно угнетает её. Коллективная связность стремительно падает, уходя даже в отрицательные значения. Наступает уничтожение социальности в прямом смысле слова. Наряду с моральными нормами начинают игнорироваться правовые и юридические. Последние всё более размываются, становятся зыбкими, невнятными, “плавающими”, а нарушение их отдельными субъектами, социальными группами, институтами (и самим государством) не приводит к здоровому ответу в виде санкций и карательных последствий.

Отсутствует и реакция со стороны гражданского общества по причине исчезновения последнего.


Правовые институты либо расписываются в своём бессилии, либо самоупраздняются, либо сами перерождаются в что-то другое, претерпевают процесс ползучего извращения. Режим всеобщего произвола поражает всё больше сегментов реальности. Распадающееся общество вступает в состояние прогрессирующего хаоса. Различные субъекты - отдельные люди, соц.группы, объединения, институты, страны, народы, начинают вести себя как пираты.


На Землю нисходит Великая Хаотизация. Которая, в сущности, знаменует - и в этой фразе уже нет преувеличения - смерть социума, как конструктивной саморегулирующеся системы.


Но этот кошмар лишь предваряет наступление наиболее страшного состояния.


4.Следующий шаг - ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМИНАТА (САМОДИКТАТА). Подразумевает принудительное насильственное навязывание индивидуумом своей частной позиции другим членам общества.


Индивидуумы уже не только борются друг с другом, но и стремятся господствовать друг над другом, агрессивно навязывая свою волю окружающему. Каждый абсолютизирует свою частную позицию. И каждый ориентирован на то, чтобы ВМЕНИТЬ её остальным, невзирая на желание или согласие последних.


Собственно, этот “шаг” и является концептуальным пределом индивидуализации.

Деструктивные действия индивидуумов не только не пресекаются " обществом ", но их принятие заведомо вменяется, как обязательная непреложная “норма”. Проще говоря, такие насильственные действия поощряются. А воспрепятствование им встречает активный запрет со стороны среды. Каждый обязан принять ПРОИЗВОЛ со стороны другого как в свой адрес, так и в адрес (перерождённого) социума. После фактического допущения произвола вводится ещё и официальный запрет на воспрепятствование произволу.

Субъект лишается права на самозащиту со стороны права. Последнее не просто перестаёт быть, но словно выворачивается на изнанку. На место привычному праву учреждается “право на бесправие”.


Очевидно, речь идёт ни о чём ином, как о полном распаде общества в классическом смысле этого слова. Социум уже не только исчезает, но как бы выворачивается наизнанку, превращаясь в своего антипода. В таком социуме норма не только отсутствует, но аномальность признаётся новой “нормой”.


Не менее деструктивны и трагичны последствия со стороны мышления.

Данной стадии соответствует такой интересный феномен, ка ВМЕНЕНИЕ ОТРИЦАНИЯ. То есть - уничтожение самой логики.


Поскольку все индивидуумы настаивают на своей (И ТОЛЬКО СВОЕЙ) позиции, выражаемой в агрессивном отрицании (отторжении) других позиций и общего, но при этом нагло стремятся к экспансии вовне, то и внедрение последних происходит вовсе не за счёт взаимного согласия или нормального консенсуса. Множественные позиции не согласуются друг с другом, а внедряются НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, насильственно и механически, как совершенно отдельные бессвязные элементы хаотической картины.

Такой режим условно можно назвать режимом “внутрилогического плюрализма”.


Человеку вменяется сумма разных позиций, заведомо взаимно противоречащих друг другу. В такой ситуации субъект обязан одновременно принять (и уместить в своей голове) не просто различные, а враждующие - по смыслу отрицающие друг друга - суждения и согласиться со всем вышеназванным, невзирая очевидное принципиальное противоречие компонентов содержания.


То есть - вынуждается признать допустимость самого противоречия и внутренней нелогичности. Проще говоря, согласиться на абсурд. Следовательно - отказаться о самой логики и здравого смысла.


По умолчанию подразумевается то, что такой человек отказывается от всякого рассуждения и готов неосмысленно реагировать на навязываемые сигналы, исходящие из окружающей среды - какими бы абсурдными, противоречивыми и неадекватными они не были.

alt


В реальности, как я уже сказал выше, мы присутствуем при вступлении в стадию социальной самоаннигиляции - период внутренней САМОликвидации общества. Которое перестаёт быть и осознавать себя таковым. И перерождается в Нечто, что обществом (а значит - и человечеством) уже не является.


Дурдом? Совершенно верно. Но где же выход из такого “дурдома”?


Первое, что представляется очевидным - мы столкнулись с феноменом предельного разъединения человечества.

Второе, что не менее очевидно - эволюционным ответом на предельное разъединение может стать только предельное же соединение. Это логично с точки зрения баланса - главного закона и главного двигателя развития.


Маятник, улетевший слишком далеко в одну сторону, не может не отбросить в противоположную. Ответ на предельное разъединение будет не менее радикальным.


Но чем же будет “предельное соединение”?

То, что оно будет глобальным (а не каким-то частным) по масштабу, не подлежит никакому сомнению. Однако, главное в другом. Оно будет соединением органическим, а точнее - сверхорганическим. Раздельное существование индивидуумов станет практически невозможно.

На смену отдельным самостоятельным организмам придёт некое новое глобальное существо - генеральный Сверхорганизм. Отдельные люди станут его “клетками”.


Такое решение (каким бы безумным и странным оно не казалось) едва ли навеяно утопическими грёзами - оно вытекает из всего предшествующего пути развития.

alt


Если хотите, можно исходить и из элементарной диалектики.


Сверхорганизм (Коллективная Суперличность - единое коллективное “Я” ) будет ничем иным, как результатом закономерного синтетического примирения двух начал - начала индивидуального “я” с началом коллективного “мы”. И, в этом смысле, он предельно закономерен.


Общество, отвергнутое индивидуальной личностью, наконец, само станет частью и внутренним содержанием личности. Одной единственной и универсальной

.В этом и состоит основное открытие. Оно не может не шокировать. Ведь мы фактически “упёрлись” в конец человеческой истории в обычном смысле.

Прежней жизни уже не будет. Прежней жизни не будет и после великого хаоса. Впереди - трансгуманистический переход. Он же-выход на новую ступень природной эволюции.


Трудно ли уместить такую правду в сознании? Да. А есть ли у нас способ её проигнорировать?

Вы не можете оставлять комментарии