Поделиться:

Второе пришествие религии?

Первобытный человек не систематизировал своих представлений о мироздании. Он верил, что за каждым явлением бытия (будь то ветер или дождь) стоит свой невидимый двойник - дух. Само представление о том, что мир может связывать нечто единое, отсутствовало.


Позднее, на этапе монотеистических религий человек дошёл до мысли о Едином Первоисточнике всего сущего, т.е. источника всей Природы.


Это была идея Единого Бога - Творца Вселенной.


Ещё позднее возникла идея того, что единая Природа не нуждается во внешнем источнике, но подчинена внутренним законам. Последние мы можем познать и исследовать.


В начале Нового времени эпоха доминирования религиозного мышления закончилась. Началась эпоха господства науки, которая продолжается до сих пор.


На этапе научного материалистического знания главные усилия человека направлены на изучение самой Природы, открытие её структуры и составных частей.


Главная разница между религиозным (монотеистическим) мышлением и современным научным состоит в том, что религия акцентирует внимание на постижении безотносительного, тогда как наука обращает свой взор на мир отношений.


Но может ли наука полностью объяснить природу с помощью материалистических законов? И да, и нет.


Она может объяснить её внутреннее устройство. Но не может обосновать её происхождение.
При этом, нельзя не согласиться с тем, что стремление открыть и объяснить всё, докопаться до всего - основополагающая интенция науки.


Вселенная родилась из Большого Взрыва. Но что запустило сам Большой Взрыв? И что предшествовало ему? Как связаны эти два момента?


И вот тут-то мы сталкиваемся с явным парадоксом. Вся цепочка причин, с которой работает наука, немеинуемо утыкается в искомую Превопричину во времени.


Чтобы дойти до постижения всего, наука вынуждена проникнуть в самую даль и перевести свой взор к началу начал. То есть фактически- выйти за свои собственные методологические пределы.


Может ли наука открыть Первоначало всего, а через это - исчерпывающим образом объяснить происхождение мира?


Логично сказать, что всё идёт к этому. Уже век человечество “топчется” на квантовом пределе. Уже более 70 лет оно знает о Большом Взрыве. И уже почти 100 лет рассуждает не о чём-нибудь, а о расширении целой Вселенной.


Гораздо знаменательнее другое.


Представление о Целом, бесконечном и сверхпредельном как раз есть сфера компетенции религии и религиозной философии. Именно религия “работает” с безусловным, первоначальным и т.д.


Наука исследует причины и следствия, тогда как религия касается понятия Первопричины, Изначального и Абсолютного.


Грядущее - Постнаучное мышление призвано объединить эти два подхода. То есть -связать частное с целым, относительное (делимое) - с неделимым и т.д.


В основе нового мышления будет лежать, в том числе, обобщение всего имеющегося научного знания, а также переход от аналитического пути науки ( пути, по которому она следовала последние 300-400 лет ) к синтетическому.


Обобщая имеющийся массив фундаментальных знаний в нечто цельное, человечество неизбежно сталкивается с категорией целого.


Сегодняшний день предоставляет массу оснований для такого обобщения. Это и знание о том же Большом Взрыве (начале Вселенной), и знание квантового предела, и рождающаяся на наших глазах Завершённая Теория Эволюции, в контексте которой вся эволюция мироздания представляется как процесс построения Целого.


Вывод, который из всего этого остаётся сделать, самоочевидный и напрашивающийся.


Предыдущий шаг человечества состоял в решительном разведении, противопоставлении науки и религии, выделении первой из последней. Следующий шаг цивилизации состоит в их повторном соединении. Дойдя до высшего онтологического и методологического предела, наука не просто обязана соединиться с основами религии, а сама станет неотъемлемой её частью.

alt


Отсюда мы получаем два эффекта, которые можно считать взглядом на одно и то же, только с двух разных сторон.


1) Науку исследующую исходный Первопринцип всего (Целое) - синоним Бога. То есть - соприкасающуюся с тем, что лежит за пределом всего относительного.


2) Религию, обращающуюся к опыту объективного научного знания - интерпретирующую свои основные положения, но уже с позиций этого опыта.


Третий эффект, вытекающий из обоих выше указанных, заключается в постепенном полном стирании грани между тем и другим.


Говорит ли это о том, что произойдёт вовзвращение религиозного миропонимания и религиозной картины мира, которые опять станут доминирующими?


Да.


Человечество снова вернётся к примату религии, но уже на основе всего накопленного научного опыта.


Как мы видим, речь идёт не просто о “союзе”, а о субординации, т.е. подчинении второстепенного и вторичного главному и основному.


Вся сумма научного опыта будет опять-таки включена в опыт религиозный. То есть - в знание о Первопринципе мироздания.


В этом смысле, соединение науки с религией является закономерным итогом развития самой науки, а вовсе не результатом каких-то искусственных попыток подстроить одно под другое.


Заметим, что в новом мышлении именно научное знание будет включено в контекст религиозного понимания, а не наоборот. Весь объём науки (имеющихся объективных знаний) станет неотъемлемой составляющей абсолютных знаний - то есть знаний о Целом.

alt


Тут, однако же, рождается другая щекотливая проблема.


Знание о Целом упраздняет возможность слепой веры, свойственной религиям. Когда мы нечто знаем, то уже не говорим о вере в недоказуемое. Доказанное не может быть предметом веры, но является предметом твёрдой достоверности.


Нельзя просто верить в то, что уже открыто - в то, с чем мы воочию столкнулись и что постигли на практике.

alt


Такое предельное открытие по факту становится и предельным Закрытием - закрытием всего.

То есть -Завершённостью.

Вы не можете оставлять комментарии