Поделиться:

Прогрессия самоидентификации. Путь к Всемогуществу

alt

Знание социальной истории человечества позволило открыть удивительно простой, но красивый закон развития коллективного самосознания.


Начну с очевидного. Люди 21 столетия мыслят и оперируют намного более глобальными категориями, нежели люди века 18-го или 17-го. И идентифицируют себя с более широкими и общими понятиями, чем понятия предков.

Мало того. Степень глобализма сознания нетрудно измерить, ибо в нашем распоряжении есть довольно точный социологический критерий.


Каждый новый шаг общественной эволюции расширяет уровень самоидентификации людей.


Ориентация людей 19 столетия была национальной. Это была эпоха классических национальных государств. Но мышление 20 столетия уже перешло эти рамки. В ХХ веке мы видели идеологию построения интернациональных обществ. Интернациональная идеология апеллировала уже не к конкретной нации, а ко всему человечеству.

Нынешняя эпоха (начиная с конца прошлого столетия), с её экологическими акцентами, исключительным интересом к аспектам телесности, раскрепощением сексуальности, помешанностью на проблемах медицины и физическом здоровье, обострённым вниманием ко всей живой природе и даже “правам животных”, характеризуется выходом на уровень биосферного горизонта самоидентификации.


Как видим, каждый шаг есть расширение горизонта как минимум на одну качественную позицию по шкале природных уровней.


Общечеловеческое шире национального. Биологическое - шире общечеловеческого.


Но что если продолжить последовательность?


Я полагаю, ответ довольно очевиден.


Шире Биологического может быть только Материальное (общематериальное).

Иными словами, человек будет осознавать свою общность не только со всеми живыми существами, но и со всей материей мироздания.
Каким образом? На каком основании? Об этом я расскажу чуть ниже.


А пока вынужден сделать немаловажное и весьма любопытное отступление.


Говоря о горизонте ориентации, мы имеем в виду тот уровень общности, к которому человек (социум) стремится. Соотнесения с которым желает достигнуть. Ориентация - это целеполагание, некий идеал, который лишь провозглашается.


Действительная организация человеческих отношений ( т.е. способы управления ) отстаёт от ориентации на 1 шаг.

Таким образом, интернациональной - общечеловеческой - ориентации соответствовали ещё национальные способы и национальный уровень управления. Биологической ориентации наших дней соответствует формирующийся мировой интернациональный (глобальный) контекст управления. А общематериальной ориентации будущего, что естественно, будет соответствовать биологическое управление (биоуправление, биоконтроль), т.е. управление жизнедеятельностью субъектов даже не на социальном, а прямо на органическом уровне.


Это не всё. Если организация отстаёт от ориентации только на 1 шаг, то самосознание людей, и как следствие - их коллективная самоидентификация, сдвинута от неё на целых 2 шага назад.


Вот почему даже современная эпоха всеобщей глобализации несёт на себе формальную печать национальных государств и остающихся (хотя и всё более слабеющих) национальных границ.


Мы пока говорим на разных языках, осознаём и считаем себя гражданами конкретных стран, каждая из которых не только считается отдельной и суверенной, но и обладает своим неповторимым культурным “я”. Над нами, пусть и ослабевая, ещё довлеет прошлое наших стран, их уникальная история, сложившиеся традиции, идущие из глубины предшествующих столетий.


Грядущая эпоха будет сочетанием материальной ориентации и биоуправления с общечеловеческим уровнем самоидентификации. В ней уже не может быть ничего от национальных государств и деления на страны.

Люди не только перестанут мыслить себя гражданами разных стран, областей. Устареет само представление о раздельном бытии особей.


Трудно не согласиться с тем, что такой расклад дел будет предельно закономерен.


Всеобъемлющей ориентации в масштабах всего материального космоса может соответствовать только глобальная самоидентификация.


Материальная ориентация выведет человечество на уровень безусловного единства рода человеческого.
Но здесь возникает опасный драматический парадокс. Если свойство жизни - это развитие и самосохранение во времени, то основным свойством материи является инертность.


Стало быть, человечество, выйдя на уровень общности со всей материей, начнёт идентифицировать себя с инертным началом бытия.
Или, говоря проще - с тем, что мы называем простыми неодушевлёнными ОБЪЕКТАМИ.


Отсюда следует нечто не менее странное и страшное по смыслу.


Как известно, объекты бывают естественные и искусственные. В некотором смысле, техника, созданная homo sapiens, также воспроизводит ключевые свойства неодушевлённой природы. А это значит, что человек рискует уподобиться не только и не столько вселенскому веществу вообще, сколько продуктам рук своих.


Расширение горизонта самоидентификации до уровня неорганической материи - это наделение субъекта параметрами простого объекта, т.е. возможность любых манипуляций с живым человеком на уровне простой вещи (технического средства).


В недавней статье я писал: “сознание своего единства с инертной материей, уподобление в т.ч. звёздам, планетам, камням, пыли, простым молекулам, неорганическим атомам, электромагнитному излучению,обычным вещам, табуретке, несёт в себе нечто страшное с точки зрения мыслящего субъекта. А именно - осознание самого себя пассивным объектом, объективацию человека.”


Но разве возможность манипулировать живым человеком, как обычным предметом не была извечной мечтой дерзких утопистов?


Философия нового мышления такова:


Человек -это “пластилин”, из которого можно сделать что угодно. Можно изменить параметры личности. Можно дополнить личность свойствами других личностей (транслировав соответствующую биоинформацию). Можно усилить имеющиеся свойства. Можно изъять определённые свойства - “отфильтровать” субъекта.


Можно извне управлять его волей (т.е. фактически- лишать собственной самостоятельной воли), искусственно извне менять параметры физического тела и психики ; направлять его деятельность извне (замещение инициативы).


Можно, через объединение биоинформации, объединить разные личности в одну сводную Суперличность.


Наконец, можно создать искусственные виртуальные личности внутри имеющейся генеральной личности, т.е. “дробить” исходную личность на множество отдельных квазисубъектных составляющих.


Можно задать структуру личности по своему произволу. Можно затем её изменить, скорректировать, отредактировать. Можно “придумать” “человека”, которым ты желаешь управлять. Можно перенести всё наше бытие в виртуальное пространство.


Такой взгляд на человека (субъекта) как на орудие, которым мы способны совершать любые (или почти любые) манипуляции, разрушает само представление о субъектности. В самом деле, субъекта в полном смысле в таком раскладе уже нет. Субъект теряет субъектность. Он сам становится объектом в буквальном смысле слова, уподобляется вещи (простому орудию) - объективируется.


Становясь простым орудием внешних сил, личность перестаёт быть личностью, утрачивает независимую волю. И фактически аннигилируется.


Субъект может физически обладать другими субъектами (даже внутри себя), но последние уже не будут являться субъектами. Люди становятся орудиями людей. Каждый может навязывать свою волю другому. “Все - орудия всех”.

Но в действительности нет никого, ибо все согласились стать орудиями, потеряли подлинную самость.


Теоретически, такой расклад означает, что все могут вменить себя всем. И все могут рассматриваться, как простые средства и орудия остальных.


Режим взаимного вменения означает отказ субъекта от самоопределения, полное Замещение личности внешним управлением.


Как ни печально, такой расклад совершенно соотносится с логикой технологического развития и курсом на конечное замещение всех управленческих функций Искусственным Интеллектом. Это уже обозримая перспектива, которую, при всех “скидках” на закономерность, трудно не счесть катастрофической. Техническое развитие всегда идёт параллельно социальному и является его зеркальным отражением.


Суть объективации как раз и заключается в отказе от инициативы - окончательном замещении человеческой воли волей условного “другого”. Будет ли этот другой таким же человеком, техническим агрегатом или чем-то ещё, имеет гораздо меньшее значение, чем сам факт замещения, тем более, что и то, и другое, и третье будет иметь место параллельно одно другому в полном согласии с законом взаимного соответствия.


Для нас совершенно очевидно, что физическая сторона объективации заключается в том, что в конечном счёте тело человека будет технизировано и замещено искусственным носителем ( и / или перенесено на этот носитель ) . Но главная драма состоит отнюдь не в технических подробностях.


Важен сам принцип.


Превращение живого организма в обыкновенное орудие равносильно его концептуальному “омертвению”. Ведь орудие не имеет и не может иметь своей воли. Оно может только подчиняться хозяину, который им владеет и пользуется.


Став объектом Искусственного Интеллекта (или, что то же - самого себя), человек автоматически “обнуляется”, перестаёт быть. И это вполне логично. Субъект не может быть объектом, не потеряв субъектности. Ибо субъектность - это активность и способность совершать действия ПО СОБСТВЕННОЙ СВОБОДНОЙ ВОЛЕ, а не по чьей-то внешней.


Одно дело - перенести личность на технический носитель, совсем другое дело - не уничтожить её, оставить её личностью. Не превратить в банальный объект - в вещь.

alt


Нельзя сказать, что из этого тупика нет совсем уж никакого выхода. К счастью, некоторый повод для оптимизма предоставляет знание о высших планах эволюции.


Фундаментальное противоречие, связанное с перспективой Замещения, может быть устранено со скачком на ещё более широкие уровни самоидентификации и ориентации.


Сфера материального шире сферы биологии. Пространство неживого гораздо обширнее земной биосферы.

Но есть сфера, которая совмещает свойства материи и жизни, и, в свою очередь, примиряет постоянную инертность материи с ограниченным непостоянством жизни. Это сфера информации.


За мертвящим горизонтом материальной ориентации открывается горизонт информационной.


В рассмотренной только что выше системе отношений технический прогресс стремился превратить живого человека в орудие.


В следующей - информационной - системе отношений мы должны видеть прямо противоположное. “Мёртвое” и неодушевлённое должно обрести свойства жизненности. Само орудие станет живым. Объект станет субъектом.


В свою очередь, это предполагает сдвиг с биологического уровня организации на общематериальный, переход от убивающего и отнимающего жизнь биоконтроля к материоконтролю, формирующему новую жизнь.


И хорошо понятно почему.


Чтобы освободиться от влияния чего-то, нужно научиться им управлять. Но чтобы чем-то управлять, необходимо опереться на что-то ещё, что не является им самим.


Овладевая каким-либо уровнем природы, мы, в сущности, получаем в свои руки средство для его преодоления.


Вот почему полное овладение основами жизни (способность точного управления всеми биологическими процессами, как неодушевлённым орудием ) равносильно её концу - низведению в неодушевлённость.


Напротив. Пойдя далее и подчинив само неодушевлённое, мы достигаем конца смерти. Отрицания всякой инертности и конечности. А также отсутствия невозможности чего-либо.


Полное овладение материей означает возможность преодоления любых материальных ограничений. И, в том числе, возможность выхода за рубеж исходных свойств вещества. Однако, оно означает также и преображение самой естественной материи - наделение её теми необычными свойствами, которые ей ранее не были присущи.


И если базовым свойством материи (вещества) следует считать делимость (не следует забывать, что она возникла именно в результате Большого Взрыва - первоначального великого разделения), то базовым свойством простейшего начала, предшествующего ей, самой является как раз безотносительность и неделимость.


Материя будет преображена именно тогда, когда мы научимся осуществлять с ней любые безграничные манипуляции, опираясь на доматериальный уровень. И тем самым обретём абсолютную свободу действия - всемогущество.

alt


На смену объективации придёт субъективация - наделение неживого качествами живых субъектов. И здесь уже просматривается не только создание живого из неживого (”одухотворение” техники и неорганического вещества) , но и вторичное восстановление (реанимация) жизни из нежизни.


Человек идентифицирует себя уже не со всей материей мира, а с процессом (время). Он же - информация. Он же - жизнь, только уже не в частном (ограниченном), а во всеобщем понимании.


Это - сдвиг со ступени общечеловеческой самоидентификации на ступень общевитальной.


* * *


Окинем взором всё изложенное выше.


Каждая следующая эпоха предполагает более широкую рамку мышления, чем предыдущая.

Идею родовой общности некогда сменила идея племени, за которой последовала идея государства, развившегося в нацию. За этим наступает идея интернационального человечества, позднее - идея биосферы, позднее - общность со всей материей Вселенной, ещё позднее - овладение информационным Целым.


Проекция показывает, что с каждым новым шагом общество расширяет свою самоидентификацию в сторону абсолютной всеполноты. Иными словами, оно движется от частного к целому. Это закономерно.


Но тут же встаёт каверзный вопрос. Куда дальше пойдёт пойдёт процесс, когда последний рубеж, т.е. абсолютное Целое, будет достигнуто?

Вы не можете оставлять комментарии