Поделиться:

Математический расчёт будущего человечества

Какая эпоха придёт на смену нашей? Что странного, нового, необычного она принесёт? Как изменится общество, цивилизация в ближайшем “завтра”?


Как ни странно, заглянуть в будущее вполне возможно. То, что каждый шаг развития имеет строгое отношение ко всем предыдущим, истина довольно очевидная и подтверждающаяся всем ходом истории.

alt


Мало того. Этот фундаментальный закон последовательности подкрепляется не менее потрясающим открытием.
У каждой стадии в социальной эволюции человечества есть преобладающее (определяющее) свойство. Его несложно выделить и оно артикулируется очень чётко.


Чтобы в этом убедиться, достаточно лишь прибегнуть к элементарному сравнению.

Какое свойство было определяющим на прошлом этапе социальной эволюции ( ХХ век ) ?

ХХ столетие было эпохой коллективизма и монополии большинства. Преоблдающее свойство - стремление к однообразию, одинаковости. Отсюда вытекали основные тенденции - движение к стандартизации, централизации, общей идеологии, нетерпимость к индивидуальности, коллективизм, господство массовой культуры, преобладание вещательных форм распространения информации (радио, ТВ).


Напротив, наша индивидуалистическая эпоха (после революций 1989-1991 гг), характерирзуется прямо противоположными тенденциями - стремлением к разнообразию (плюрализм), индивидуальному самовыражению, толерантностью, накоплению многих качеств в одном (аккумуляция), преобладанием сетевых СМИ (Интернет).
Генеральное свойство эпохи, в котором, как в универсальной форме отражаются все маркирующие явления данного периода, можно условно назвать “социальным модулем”.


Обратите внимание - технические средства, а особенно средства коммуникации точно отражают особенности социального модуля. Интернет превосходно “ложится” под принцип накопления разнообразия, тогда как вещательные системы идеально воспроизводят идею централизации. Впрочем, если внимательно вглядеться, нетрудно увидеть, что в остальных сферах (например, в политике, экономике, литературе, искусстве) будет наблюдаться та же сквозная аналогия. И так далее.

..
Как известно, начало каждой новой стадии закладывается фазой революции. За ней обязательно наступает вторая фаза - фаза реакции. Она характеризуется не столько стремлением вернуться назад - к предыдущей стадии, сколько соединением предельного нового со старым.

Ещё любопытная деталь. Парадоксальным образом, реакция наступает там и тогда, где и когда новое достигает своего логического предела - становится усиленным, максимальным. Здесь-то качество и переходит в свою противоположность, поглощаясь вторым измерением старого. Однако, в силу этого же закона спирали, за фазой реакции так же обязательно следует третья - фаза восстановления, связанная с возникновением, в свою очередь, уже второго измерения нового. Кстати, включаемое старое “гасится” своей диаметральной противоположностью - включаемым зачатком ещё более высокого (сверхнового) качества.

alt


Отсюда видно, что Восстановительная фаза, являясь наиболее спокойной, всегда предваряет и подготавливает следующую революцию.


За последние 200 с лишним лет последовательность фаз человечества выглядела примерно так:


1789 г. -Революция. 1815 г.- Реакция. 1848-1865 -Восстановление.


1914-1918гг. -Революция. 1929 г -Реакция. 1945-1960 -Восстановление.


1989-1991гг.-Революция. 2000 г. -Реакция . 2020-е (30-е?) гг -Восстановление.

alt


Знание универсального алгоритма фаз позволяет точно предсказывать суть и характер главнейших изменений, через которые предстоит пройти человечеству в рамках каждой стадии.


Интересно, конечно, сходу заглянуть в будущее. Что готовит нам математический алгоритм социальной эволюции в ближайшей перспективе?


Я сказал, что наша стадия, начавшаяся в конце ХХ в (30 лет назад), проходит под знаком накопления многих качеств (плюрализм). Условно говоря, “эпоха однообразия” назад сменилась “эпохой разнообразия”.
На излёте ХХ столетия мир перешёл из концепции монополии к концепции плюрализма.


Или, что то же - от этапа социального поглощения личности к этапу индивидуального самовыражения.


Вскоре, однако, человечество столкнулось с другой острой проблемой.


Усиленное самовыражение в ущерб коллективности порождает уже обратный эффект - эффект индивидуальной атомизации. А он оборачивается возникновением нового, более высокого (хотя и более “мягкого” и незаметного) бесподобного варианта социальной диктатуры.


Результатом предельного разнообразия становится новое однообразие. Множество качеств, помноженное на себя, означает 2 вещи: 1) Смешение - синоним взаимоотрицания на общем уровне 2) Предельную изоляцию каждого качества, оторванность от общего.


По настоящему самовыражаться каждый из нас может лишь до тех пор, пока существует и признаётся другой, способный воспринимать наше выражение. То есть, пока индивидуальность сосуществует с коллективной социальностью, на которую направлено наше выражение. И которую он хоть как-то готов признавать сам.


Индивидуальность, довлеющая над социальностью имеет обратную сторону - личности игнорируют (не воспринимают) друг друга. И замыкаются сами на себе.


Понятие общей нормы исчезает, заменяясь отсутствием всякой нормальности.


Итак, в реакционной фазе, в которой мы, сторого говоря, уже давно находимся (с начала 2000-х), усиленный плюрализм переходит в свою логическую противоположность - “Плюрализм как Одинаковость”.


Второе измерение одинаковости есть ничто иное, как смешение многих качеств в одном, порождающее инертную неопределённость - отсутствие выражения. Собственно, именно этим неприятным свойством и отличается начало 21 века в культуре, политике и всех прочих сферах жизни. Сумма всех разных словно расстворена в общей инертности, невыразительности. Сегодня личность подавляется не идеологией и не общественной монополией, а общественной неопределённостью, социальной невостребованностью. Это закономерное следствие атомизации.


Примечательно, что в эпоху радикального индивидуализма творческое самовыражение индивидуумов уничтожается уже не коллективностью , как довлеющим целым (как это было в тоталитарную эпоху в ХХ веке) , а другими подобными же индивидуумами, способными видеть и замечать лишь себя.


Общий же уровень представляется исключённым, аннигилированным.


Если раньше, в ХХ столетии , при господстве доктрины коллективизма, общество “гасило” личность, навязывая принудительное единообразие, то теперь происходит прямо обратное. Сумма частных “нейтрализует” общее.


С точки зрения общества (целого) смешанное разнообразие воспринимается как пустота, отсутствие всякого творчества. Продуктивный обмен между людьми угасает и постепенно прекращается. Каждый “творит” сам для себя, то есть - вникуда ( как бы в пустоту). И при этом “все как бы одинаковы в общей бесплодности - не интересны “целому””. А вернее сказать - никак даже не образуют его. Все одинаково “погашают” друг друга в разнонаправленности позиций.


Впрочем, по аналогии с предшествующей сменой, новое однообразие ( оно же - неопределённость ) обязано уступить место разнообразию (множественности) высшего порядка.


Восстановительная фаза так же неизбежно следует за реакцией, как реакция - за революцией. Однако, она не копирует буквально достижения революции, а выводит их на принципиально иной уровень.


Но что такое тогда второе измерение разнообразия, ожидающее нас в ближайшем будущем?
Это будет этап взаимодополнения, когда каждая личность стремится “всосать” и принять опыт всех остальных (других). То есть мы переходим от этапа индивидуальной инертности (атомизация) к этапу активного саморазвития. Иначе говоря, переходим от внешнего разнообразия свойств к внутреннему разнообразию - внутренней аккумуляции.

alt


Если формула “Разнообразие как Одинаковость” олицетворяла фиксацию личности - индивидуальное самозамыкание, то следующая за ней формула “Разнообразие как Разнообразие” постулирует динамику восходящего саморазвития в рамках самого индивида.


От эгоцентрической схемы “Каждый для Себя (единственного)” переходим к схеме “Каждый для Многих (каждого)”.


От принципа “Каждый в Себе” - к принципу “Каждый в Каждом”.


От формулы индивидуального взаимоотрицания (пустого смешения) - к формуле индивидуального взаимодополнения.

alt


Индивидуальное Взаимодополнение - новая и удивительная модель существования личности, не имеющая близких аналогов в социальной истории. Индивидуальное Взаимодополнение упраздняет предшествующие традиционные (и понятные нам) формы коллективности. Социальное начало полностью поглощается индивидуальным и расстворяется в нём. В этой фазе всем присущ лишь один вариант общности - одинаковое (равносущное) стремление к целостности - движение в сторону тождества.


Каждая персональная личность как бы “пожирает” всё информационное богатство и многообразие цивилизации, становясь по потенциалу равной ей самой.

И тем самым становится Универсальной Личностью.


Отчётливо видно, что взаимодополнение является активностью высшего порядка, противопоставляемой инертности настоящего времени.

alt

Теперь уже каждый человек должен стать своего рода подобием всего Интернета, ибо он располагает всем ресурсом информации человечества.

Что это означает на практике, каковы технические детали этого процесса, и как это связано с наступающей эрой Искусственного Интеллекта - на эти и многие другие вопросы трудно ответить в маленькой статье.

alt


В любом случае, ясно, что нас ждёт очень интересное “времечко”....

Вы не можете оставлять комментарии