Поделиться:

Эволюционная программа России. Третий "скачок"

Какое будущее ждёт Российскую цивилизацию?
Конечно, ставить вопрос таким узким образом не вполне корректно хотя бы по той простой причине, что это будущее нельзя отделить от будущего мира в целом.
Дело в том, что мы давно уже существуем в условиях углубляющейся глобальности, а следовательно – связаны со всем миром.

Что нисколько не запрещает и не мешает нам «сужать задачу», и при удобном случае вычленять и рассматривать разные регионы планеты отдельно.

Ведь, как известно, в контексте единства мирового развития каждая культура обладает своими уникальными особенностями. А самое интересное – каждая культура имеет свой особенный почерк, свой характерный «стиль» развития.
Есть такой «стиль» и у нашей страны.
В истории России есть примечательная особенность, ужасно бросающаяся в глаза. Россия развивается не постепенно (в отличие от того же Запада), а дискретно, большими внезапными рывками, «скачками».
Собственно, это и делает профиль изменений на данной территории особенно наглядным. Пожалуй, в этом и заключается главная «загадка», основная «тайна» России.
Эволюция здесь носит ступенчатый вид. Каждый этап жёстко отграничен, оторван от остальных.

Итак, ключевое слово - «ступени».

Мы же здесь обратим внимание на наличие самых основных, грандиозных ступеней.
Собственно, таких больших ступеней в прошлом было только две.
Это: 1) Переход от варварства к государству и цивилизации ( 9 век). 2) Переход от цивилизации изолированной к глобально-ориентированной ( 1700 гг ).

Но что получиться, если логически продлить последовательность вперёд?
Кстати, заметим, что «пропущенные» нами революции 1917 г. и 1991 г. потому и были «пропущены», что, в свою очередь, по значению были всего лишь меньшими включёнными «под-ступеньками» внутри одной и той же огромной второй ступени.
В данном случае масштаб переворотов определяется масштабом изменений в укладе жизни и культурной матрице. Если перевороты 9 и начала 18 века создали новый язык (первый дал России письменность, а второй – новый гражданский шрифт), то последующие революции – включая крах Российской монархии и распад СССР - лишь реформировали, но не меняли принципиально имеющуюся систему языковых координат.

Но вернёмся к поставленному вопросу. Какой должна быть Третья ступень, возвещающая новую систему координат?

Магистральная проекция показала следующее:
В своём многовековом цивилизационном развитии Российская цивилизация проходит три основные чётко выраженные просматривающиеся большие фазы (последнюю показывает экстраполяция тенденции в будущее):
1. ФАЗУ САМОИЗОЛЯЦИИ (Закрытости) - Допетровский этап
2. ФАЗУ ЗАИМСТВОВАНИЯ (Открытости) -
После Петра Первого
3 ФАЗУ САМООТДАЧИ (Наделения)

1. В первой фазе (Допетровский период истории, до 1700 г.) Россия существовала относительно изолированно, как обособленная замкнутая цивилизация.
2. Во второй фазе (После Петра и продолжается вплоть до наших дней) Россия заимствует опыт человечества, усваивает и воспроизводит все основные культурные, технические, научные и т.п. достижения христианского Запада.
3. В третьей и последней фазе (Будущее) Россия вообще не существует, как самостоятельное целое. В том числе - не существует даже как государство. Она полностью слита с человечеством и совершенно неотделима от него. Но при этом, она выполняет функцию "наделения", т.е. превращается в источник и генератор новых открытий и достижений, воспринимаемых окружающим миром (человечеством).

alt

По уровню и по силе изменений «третий скачок» должен быть как минимум равносильным двум предшествующим - это что-то подобное невиданному «прорыву», осуществлённому великим реформатором Петром, сумевшим в корне преобразить и перевернуть Россию через вывод из архаики и введение в современность.
А также – через создание новой (светской) культурной матрицы и иного «языка».
Но с точки зрения направления речь, конечно, идёт об ином, подводящем жирную черту под делом Петра.
В третий раз России предстоит изменить своё качество.

Если во второй фазе её функция прежде всего подражательная, то третья фаза знаменует нечто обратное по смыслу: не подражание, но и не самоизоляция, а творчество - продуцирование ВОВНЕ принципиально нового (неизвестного) опыта.
Об этом, кстати косвенно свидетельствует смежная проекция.
1. В древний, допетровский период ( до 1700 г.) Россия существует в границах собственной культурной традиции.
2. В послепетровский период заимствования ( 1700 - 20** гг) она существует в границах общечеловеческой культурной традиции, т.е. использует рациональный контекст всей существующей мировой цивилизации.
3. В будущем периоде Россия существует в границах создаваемой сверхчеловеческой (постгуманистической) культурной традиции и сама (?!) является её источником .

Этот вывод о выходе за «горизонт имеющегося» (т.е. человеческого) кажется несколько странным. Тем не менее, он даётся нам беспристрастной математической экстраполяцией.

Здесь интересно, что самоотдача (полное "растворение" в окружающем) и творчество суть одно и то же.
В данном случае самоотдача равносильна отождествлению.
В этом смысле, политическая аннигиляция – утрата собственной формы - оказывается ценой абсолютного творческого импульса.
Жертва формой есть неминуемая плата за обретение запредельного содержания.

Если Петровский «скачок» начала 18 века означал великое открытие Россией для себя культурных богатств внешнего мира и остального человечества – открытие глобальной традиции, то предстоящий третий «скачок» означает великое «закрытие» темы. Только не в смысле утраты или отказа от имеющегося, а в обратном смысле всецелого усвоения, окончательной исполненности и завершённости указанного этапа развития.
Дальнейшее движение может только перешагивать за его верхний «порог».

Но что такое выход за предел общечеловеческой традиции?
Очевидно, это выход за горизонт существующего вообще, т.е. создание, изобретение иной, прежде неведомой и никогда не существовавшей искусственной традиции, которая в то же время по своему масштабу должна быть шире общечеловеческой (глобальной).
Шире глобального - только трансглобальное, т.е. космическое. Шире общечеловеческого - только общебиосферное, т.е. всё живое.
Эти три момента мы должны совместить в уме, чтобы понять о чём идёт речь.
Проективный характер, космический масштаб и биосферное (витальное) значение - такова рамка портрета описываемой грядущей реальности.

Вместе с тем, бросается в глаза кричащий факт. Речь идёт о: 1) Постгосударственном (т.е. уже не государственном и несовместимым с государственностью), 2) Постцивилизационном ( ! ) способе существования.3) Выходящем за рубеж светской культурной матрицы, как, впрочем, и за рубеж привычной дихотомии «религиозное – светское» ( ни то, ни другое ).

Грядущая Россия не будет ни религио-центричной - какой она была до Петра - , ни светской или гуманистической – какой она стала и продолжает быть после Петра по сей день. Она будет биосферной, т.е. ориентированной конкретно на «живое», витальное и в т.ч. – непосредственно на «животное», физиологическое, биологическое начало в человеке.

Реформа Петра подарила России современный шрифт и «второй язык» - гражданский, пришедший на смену церковно-славянскому. «Третий язык» не может быть ни церковным, ни гражданским. Это «язык» самой жизни, которым записывается процесс развития. Он предельно универсален, поскольку соединяет речь с основами математики.

alt

Наиболее любопытно то, что переход к Третьей (выше описанной), т.е. к неведомой постгуманистической фазе, по всем признакам (включая хронологические ), должен произойти в относительно ближайшее время. Фактически, мы живём накануне этого великого перехода – в «полдюйме» от него.
Кстати, об этом косвенно свидетельствует соответствующая последовательность Российской истории.
Первый аргумент состоит в том, что мы УЖЕ находимся в третьей подфазе второй ступени – первой была Российская Империя, вторая была связана с СССР, третья – современный период РФ.
А с точки зрения баланса, число «три» является замыкающим – три малых качества, соединяясь образуют баланс большего качества.
Иначе говоря, всё говорит в пользу того, что современная Россия (период РФ) лишь завершает ту светскую ступень развития, которая была открыта Петром.

Но есть обстоятельство ещё более интригующее.
И тут уже странность, связанная с несинхронностью глобального развития.

Предыдущая величайшая цивилизационная революция - Петровская реформа 1700-х гг. совпадает отнюдь не с революционной, а с восстановительной фазой предыдущего большого глобального цикла. Таким образом, Петровская имперская революция 1700-х гг. в России как минимум на 80-90 лет предваряла по времени Великую Французскую революцию 1789-93 гг. Однако, трудно не заметить в ней многие черты и признаки, характерные как раз для последней.
Фактически нельзя не согласиться, что на предшествующем витке эволюции ключевой фазовый сдвиг в Российской истории был смещён почти на век назад. Кем были Мирабо, Робеспьер и Бонапарт для Европы, для России был Пётр (разумеется, со своими особенностями).
Если эта аналогия верна, то можно допустить, что она верна и по отношению к текущему большому циклу.

Вы не можете оставлять комментарии