Поделиться:

ХРАМ В " ЧЕРТОВОМ ГОРОДКЕ "

В 1530 году по всей Руси Московской звонили в колокол: у самого князя Василия III и его второй супруги Елены Глинской родился долгожданный наследник престола. В истории России этот желанный ребенок будет известен под именем царя Ивана Грозного — самого страшного и кровавого в истории Руси, который пролил бездонное море человеческой крови. Однако в далеком 1530 году еще никто не догадывался, что родился кровожадный тиран. В честь сына счастливый Василий III заложил в Коломенском храм Вознесения, который стал в русской архитектуре первым шатровым храмом. Храм Вознесения – один из самых одухотворенных и поэтических исторических памятников на Руси. Однако исследователи испытывают к этому храму не столько восхищение, сколько непреодолимый интерес, потому что, как оказалось, храм не совсем обычный.


Коломенское, которое было издавна облюбовано русскими царями, считающееся великокняжеской резиденцией — является языческим местом. В «железную» эпоху оно являло собой центр земледельческого лесного угорско-финского мира. Сами местные жители часть Коломенского назвали «чёртовым городком»: «… О древних языческих обрядах свидетельствуют гигантские валуны в оврагах Коломенского,, занесенные из Скандинавии во время ледникового периода, а в его садах есть огромные камни фаллических очертаний», так написано в краеведческом журнале, посвященном исследованиям этой интересной для археологов местности. Там же можно было прочитать и прочие подробности из жизни местных поселенцев: «… В основе их религии лежит культ Солнца. Кресты — символы солнца были разукрашены множеством шариков, а крестами с биоконусамиоформляли даже глиняные подставки». Об этом древнейшем культе солнца говорит и само название — Коломенское, что означает древнее «коло», т.е.круг, что означает символ языческого солнца. и именно здесь, в языческом месте, был построен храм Вознесения, храм Апокалипсиса, который не произошел.

Нерусский зодчий

Однозначно, храм в Коломенском является квинтэссенцией символов. И примером тому то, что его создание, впрочем как и всей Москвы, есть осознанное следование тому пророчеству пророка Исайи. в котором говорится о переносе славы города Иерусалима на город с иным названием (Исайя, 62:2).

Москва считается третьим Рим или Новым Иерусалимом. И это были не просто высокие слова — это основа государственной политики великих русских князей. И именно с этой точки зрения идея третьего Рима — а именно идеи первостепенного родства культур и народов, — в Москву были приглашены инородные зодчие и мастера.

Храм в Коломенском тоже был построен, очевидно, чужеземным мастером. И хотя имя этого зодчего в истории не сохранилось, но о его «нерусском» авторстве свидетельствует то, что неизвестный архитектор знал все особенности европейских ренессансной и готической архитектур, с использованием ордера и др. Как считает большинство современных исследователей, создателем его мог бы быть Пьетро Франциско Аннибал, итальянец по происхождению, а у нас известный под именем Петрок Малый. Ему же принадлежит и создание известной стены Китай-города.

Скиния для царя

Форма шатра на Руси — это не просто архитектурная форма, но и знак, символ, и даже… элемент политики! С самых древних времён эта шатровая сень (скиния) была символом святости места. Согласно христианской традиции скиния является образом божественной благодати, сошедшей на священное место, символом его богосохранимости и сошедшего божественного благословения.

Этот храм-скиния означает божественная сень, над ней Господь Бог распростёр над Москвой, соотносящейся также в рамках именно великокняжеской политики одновременно с Новым Иерусалимом и с Третьим Римом. Подобным же образом и в храме Вознесения была также интерпретирована такая же сень над храмом Гроба Господня в Иерусалиме.

Возведение подобной символической церкви в великокняжеской резиденции только подчёркивало роль московских царей как оплота всея Руси и ее православной церкви. Ох, не зря патриарх Никон позже начал непримиримую борьбу против шатровых церквей, считая их неканоническими и порождёнными только лишь государственностью!

Апокалипсис и его архитектура

Во время возведения храма в обществе ждали Страшного суда и Второго пришествия, после чего должно было наступить долгожданное Царствие Божие. Так что планировка и конструирование храма Вознесения соответствует апокалиптическим ассоциациям.

В плане храма заложена строгая центричность (нет даже алтарной апсиды), а в основании — 12-конечный усложненный крест — это напрямую связано с описанием Горнего Иерусалима в Апокалипсисе, который имеет двенадцать врат на все четыре стороны света, три по каждой стороне. На крестообразном объёме поставлен восьмигранник (на ум сразу приходит восьмилучевая богородичная Звезда).

Обычно купол в русских церквях заполнялся изображением образа Вседержителя. А в храме Вознесения этот образ заменил свет. Два десятка окон дают храму столько света, что он ослепляет. И молящемуся кажется, что его душа, воспарив вверх, погрузилась в божественное сияние и воссоединилась с Творцом.

Вообще, изначально в храме практически не было какой-либо росписи. Посетители видели только белые пустые стены, которые составляли разительный контраст с богатым золотым иконостасом.

Кто же на царском месте?

Самую большую загадку храма Вознесения составляет так называемое Царское место, которое расположено в галерее на восточной стороне. Этот трон, который украшен белокаменной резьбой, а вокруг него находилась единственная существующая тогда в храме фреска с изображением чудотворцев московских и всех вселенских святых. Для чего, а точнее, для кого же устроено этот Царский трон?

Дело в том, что этот загадочный трон располагается именно на востоке, а восток, по церковным канонам — это извечно было месторасположением алтарей и туда же во время церковной службы нисходит Дух Святой. Так что обращённый на восток царский трон храма Вознесения — это скорее всего символ ожидания скорого пришествия Владыки, но уже иного. Того, кто всегда является Высшим Судией и Царем Небесным, перед которым являются незначительными любые смертные властелины.

Коломенское чудо

В храме в Коломенском есть и своя чудотворная икона,с которой связанно чудо. Это произошло в феврале 1917 года. Некая крестьянка по имени Евдокия Андрианова, жившая в соседнем селе как-то увидела сразу два удивительных сна. В первом она сама стояла на вершине горы и сверху слышала глас: «Село Коломенское. Черная икона большая. Взять её и сделать красную, а затем помолиться, попросив у нее». Сон был таким ярким и диковинным, что эта простая женщина сильно растерялась, принялась молить всех разъяснить ей ее сон. И через некоторое время ей опять приснился сон, в котором она увидела уже совершенно белую церковь, а когда она вошла в неё, то увидела восседавшую там величественную женщину. Это была Богородица.

И тогда Евдокия Андрианова 2 марта отправилась в село Коломенское и сразу же узнала Вознесенский храм из увиденного сна. Она про свои сны рассказала священнику храма отцу Николаю, и они вместе принялись за поиски иконы. В подклети им все-таки удалось обнаружить очень большую и абсолютно чёрную икону. Когда они отмыли икону, то на ней выступил лик Божьей Матери Державной со всеми знаками царской власти — державой и скипетром в руках.

Предполагается, что ранее этот образ принадлежал Стародевичьему монастырю, находящемуся в Московском Кремле. Перед взятием Наполеоном города, когда всё самое ценное из Москвы вывозили, то Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она и пролежала до 1917 года.

Удивительное, но Евдокия Андрианова пришла в Коломенскоме2 марта 1917 года, и именно в этот день 2 марта по старому стилю 1917 года император Николай подписал свое отречение от престола!

Россия осталась без правителей, и это явление образа Богоматери Державной в эти страшные для России дни революционного переворота и хаоса будто свидетельствовало о том, что сама Царица Небесная взяла на себя миссию уберечь и защитить Россию…
Вы не можете оставлять комментарии