Поделиться:

"Провалы" во времени и разгадка "зигзагов" Истории

У каждого века есть своё Средневековье – говорил Станислав Ежи Лец. И это высказывание потрясающе справедливо.
А между тем, оно нисколько не противоречит классическому представлению о всемирной человеческой истории, как о неустанном движении в одну сторону – только вперёд.

Взглянем на простую и очевидную последовательность состояний общества за последнюю 1000 лет.

За стадией Феодализма (Средние века) наступает в эпоху возрождения стадия Абсолютизма
( 1400 - 1789 ) , которая сменяется стадией Национализма ( 1789-1917 ), после которой наступает стадия Социал-Демократии и всеобщего избирательного права ( 1917-1989 ), сменившаяся стадией глобального индивидуалистического Либерализма ( после 1989 г, продолжается по сей день).
Мы исходим из того, что каждая следующая стадия принципиально прогрессивнее предыдущей. Каждый шаг истории - это усовершенствование, раскрытие новых возможностей, добавление некоего потенциала.

Но тут возникает масса вопросов.
Казалось бы, как после гуманных и "просвещённых" молодых демократий 19 столетия человечество могло постигнуть время тоталитарных диктатур века ХХ-го?
Как после эры великой глобализации рубежа 20-21 вв. мог произойти прямо на наших глазах и в наши дни возврат к архаичным идеалам обособления, протекционизма и империалистической политике века девятнадцатого?

Что интересно, подобные "странности" не уникальны - они находятся на каждом крупном этапе развития. Их можно встретить даже в Древности.
Знание основных законов истории позволяет утверждать, что ничего удивительного в этом нет.
Такие "зигзаги" не просто закономерны, а неизбежны.

А вот и стандартное объяснение.

Дело в том, что внутри себя любой шаг развития не однороден. Иными словами, любая рассматриваемая стадия сама по себе разлагается на три универсальные фазы:
1) Стадию Становления качества (революция) ( + ),
2) Стадию Реакции против качества ( - ),
3)) Стадию Восстановления (сохранение через развитие) качества ( 0 ).

Обратите внимание на второй пункт. Реакция следует за Становлением (революцией).
В фазовом смысле реакция - это самая середина любой стадии.
Но что значит "реакция"?

Каждая реакция ( - ) есть гибрид Основного (титульного) свойства и Низшего ( 1+0 ), равнозначный отрицанию Основного свойства ( -1 ). И в этом смысле, неся знак отрицания, реакция внутри каждой стадии есть ограниченный возврат в скрытом (производном) виде к ещё более низшему свойству, т.е. даже не к предыдущему, а к пред-предыдущему ( - 1 ).

А теперь смотрим последовательность.

Этап Абсолютизма даёт в своей реакционной фазе ( 1520 - 1650 ) гибрид Абсолютизма и Феодализма (скрытое варварство).
Этап Национализма даёт в реакционной фазе ( 1815-1860 гг ) гибрид Национализма и Абсолютизма (скрытый феодализм, т.е. общество цензовой аристократии).
Этап Социал-Демократии даёт в реакционной фазе ( 1929-1945 ) гибрид Социал-Демократии и Национализма (скрытый абсолютизм, т.е. тоталитарные диктатуры ХХ века)
Этап индивидуалистического Либерализма даёт в реакционной фазе ( 2000 - 2020-е гг) гибрид Либерализма и Социал-демократии (скрытый национализм и неоимпериализм наших дней).

alt

Внутренний "сброс" - это не просто "сброс" на ступеньку, а сразу на две ступеньки назад. Однако...

Любая реакция не может вернуть нас в прошлое буквально. Это же не машина времени.
Но она способна реанимировать некоторые компоненты прошлого на уровне направления изменений.

Путинская Россия - это не Россия 19 века. Но она лишь имитирует (духовно и ментально) 19 столетие. Аналогично тому, как Сталинский СССР ( 1930-х -1950-х гг ) имитировал жестокие времена Ивана Грозного. А Россия времён Николая Первого ( 1825-1855 ) с её попыткой обязательно удержать крепостное право имитировала глухое феодальное религиозное Средневековье.

Зато мы твёрдо знаем истину. По выходе из реакционной фазы нас ждёт неминуемый скачкообразный возврат в Современность. Ведь Реакция сменяется Восстановлением.
Так что возврат к высшим либеральным идеалам 1990-х гг. неотвратим, как восход солнца. Но это не только и не просто возврат к фронтальному качеству. Это больше. Восстановительная фаза интересна именно тем, что несёт в себе дополнение фронтального качества зародышем Следующего (т.е. ещё более высокого).
В некотором смысле, это уже и выход за пределы, хотя бы и в рамках существующего.

* * *

Казалось бы, знание столь простого и наглядного закона даёт нам строгую и поразительно красивую схему исторического процесса.
Мы сказали, что реакция гибридна, т.е. предполагает сочетание двух элементов (качеств), комбинация которых, собственно говоря, и даёт производное Низшее.
Впрочем, всё несколько сложнее.
Оказывается, в любой реакции наблюдается как минимум три существенных пикантных момента. Она состоит одновременно из трёх Гибридов.
Которые, в свою очередь, обеспечены трояким правилом, логически вытекающим из природы «отрицания».

1) Отрицание есть гибрид Наличия и Отсутствия ( 1 + 0 = - 1).
2) Однако, Отсутствие и Отрицание суть одно и то же, поскольку «отсутствие» прямо производится «отрицанием».
3) «Отрицание» само противопоставлено «Утверждению», т.е. -1 есть ничто иное, как антипод +1.

alt

1.Каждая реакционная фаза есть соединение Данного с Предыдущим (ВЕРХНИЙ ГИБРИД)

2. Каждая реакционная фаза есть ориентация на Предыдущее посредством его отождествления с Пред-Предыдущим (НИЖНИЙ ГИБРИД – он же «гибрид тождества»).

3. Каждая реакционная фаза есть внутренний антипод Данного, т.е. «верхнего» качества (ПОЛЯРНЫЙ ГИБРИД – он же «гибрид противопоставления»).

Таковы три аспекта Реакции, которые позволяют понять уже довольно полно суть и структуру исторических «откатов» и «провалов».

Сталинская эпоха с её террором и апофеозом насилия была не просто возвратом ко временам деспотической монархии ( условному «16 веку-2»). Она «хитрым» образом совмещала воедино аспект деспотической монархии с аспектом национальной империи. То есть, условно говоря, это было своеобразное смешение, переплетение архаичных методов Московии времён Ивана Грозного со светскими и технократическими принципами и установками Российской Империи века 19-го – комбинация двух противоположных и исторически несовместимых начал двух прошлых эпох.

Точно также и эпоха Путина ( 2000 – 2020-х гг) – это не просто акцент на чистом 19 столетии. Это абсурдная попытка «примирить» Российскую Империю с Советским Союзом, поставить ложный знак равенства между элитарным обществом 19 века и эгалитарным идеологическим обществом века 20-го.

В обоих случаях мы имеем негодные «гибриды» разных этапов прошлого, заточенные против актуальной Современности.

Предыдущее отвергает Современность союзом с Пред-предыдущим.


Как Сталинская эпоха резко «отрицала» революционную, так Путинская эпоха служит концептуальным отрицанием либерально-демократической революции Ельцинского времени ( тех самых «лихих 90-х»).
Новый империализм – это антитеза либеральному индивидуализму. «Возврат в 19 век» - это всего лишь реакция на наступление 21-го.
Борьба против индивидуальности – суть путинизма, идеалом которого является государство (хотя бы как «тень» былой империи позапрошлого столетия). Отсюда – его ненависть к независимой частной инициативе, попытка «задавить» самозанятых, исключительная любовь к парадам, державный милитаризм, национальный шовинизм, фискальный раж, стремление к сословности и «Табели о рангах».
На наше счастье, при всех «минусах» девятнадцатый век – время не самое жестокое и не самое кровавое. Особенно, в сравнении с каким-нибудь шестнадцатым или пятнадцатым.
Интересно тут совсем другое.
Путинизм воплощает собой последний «вздох» Империи. Но – повторимся опять - Империя по-настоящему и могла существовать лишь в 19 веке. Так что же останется от неё, когда реставрированный «19 век» внезапно закончится и сразу сменится даже не двадцатым, а полноправным двадцать первым?

Вы не можете оставлять комментарии