Поделиться:

Теория Абсолютности (основные моменты)

В 2020 году Специальной Теории Относительности (СТО) исполнилось 115 лет. Возраст весьма приличный, хотя некоторые научные теории проживают и больший срок. Например, теория Ньютона просуществовала в практически неизменном виде до прихода релятивистской концепции Эйнштейна почти 2,5 столетия.
Как бы то ни было, естественное развитие науки вносит свои коррективы. Как правильно констатировал Т.Кун научные парадигмы возникают и сменяют одна другую. И зачастую это происходит совсем не потому, что прошлая научная теория была в корне неверна, а потому (как в случае с теорией того же Ньютона), что она предлагала слишком узкий, ограниченный взгляд на бытие

Сегодня, например, можно обобщенно утверждать, что научная онтология прошла через 2 основных этапа: 1) До принятия Парадигмы Относительности. Этот - дорелятивный период можно называть "периодом константных законов". 2) После принятия Парадигмы Относительности (современный этап релятивного миропонимания).
Первый период часто называют "периодом классической науки", второй период еще именуют "постклассическим".
Различие между ними, в целом, понятно. До Эйнштейна людям казалось, что физические силы и законы, движущие мирозданием обладают строго определенным, неизменным значением. Всякая сила есть конкретная однозначная величина, значение которой не меняется от позиции наблюдателя.

Релятивная модель мироустройства, вошедшая в начале ХХ века вместе с Теорией Относительности и квантовой теорией, разрушила это простое, ясное понимание естественных законов.
Оказалось, что любой объект не представляет собой неизменной величины, а меняет своё значение относительно другого объекта (других объектов).
Изменение позиции наблюдателя меняет характер наблюдаемого.
В сущности, тот факт, что рождение квантовой теории (со всеми ее бесчисленными парадоксами) совпало по времени с рождением теории относительности (1905), говорит о многом. Оба эти великие события являлись двумя сторонами одного и того же онтологического переворота, связанного с отказом от той однозначности, которая несколько веков превалировала в предыдущей классической научной (Ньютоновско - Галиллевской) картине бытия.


Почему же он произошел? Ответ. Потому что он был закономерным шагом в расширении наших представлений о взаимосвязях в природе. И сумма фактов и открытий, накопленных человечеством к рубежу 19-20 веков (прежде всего - в области физики и математики) заставляла сделать этот шаг в сторону большей универсальности - ничего другого попросту не оставалось.

Интересно, что и релятивистская модель мироустройства имеет ограниченный срок царствования над наукой. Рано или поздно она должна смениться другой, еще более универсальной.

Стоит ли ожидать опровержения Теории Относительности, созданной А.Эйнштейном более века назад? И если да - то какая теория грозит придти ей на смену?
Ответ будет таков. Ждать опровержения этой концепции при помощи какого-нибудь частного аргумента бессмысленно, т.к. это означало бы попытку отвергнуть относительность в терминах самой же теории относительности. Релятивистское мировоззрение слишком основательно и гибко для того, чтобы быть опровергнутым "в лоб", слишком убедительно с точки зрения опыта и слишком глобально, чтобы его могло смести какое-то отдельное частное положение.

Решение проблемы следует искать иначе.
Аналогично тому, как законы классической (Ньютоновской) науки оказались частным случаем в рамках Релятивистского миропонимания, само Релятивистское миропонимание может быть лишь поглощено чем-то ещё более широким.
Но какой же принцип может быть шире относительности?
Ответ напрашивается сам собой – принцип абсолютности.

Осталось лишь выяснить что именно стоит за этим понятием. Поможет нам в этом знание тренда.

1. В рамках классической науки конкретные физические значения выглядели постоянными ( константными )
2. В релятивном миропонимании все физические значения представляются относительными,
зависящими от позиции «условного наблюдателя».
3. В грядущем – т.е. абсолютном – миропонимании конкретных физических значений (величин)
вообще нет.

А что же тогда остаётся? И как это описать?

А это значит, противопоставить релятивизму мы можем только еще более всеобщее и глобальное мировоззрение, которое будет еще масштабнее и полнее, нежели сама Теория Относительности.
Мы подходим к новой модели понимания всех отношений в мире.

Единственной просматривающейся вышестоящей альтернативой Общей Теории Относительности (ОТО) может стать Общая Теория Абсолютности (ОТА). Она же- "Теория Завершенной Целостности". Данная теория не просто должна отвергнуть и закрыть ОТО. Так же как релятивная онтология включала в себя положения классической, так и грядущая абсолютная онтология предполагает включение первой внутрь себя в статусе составного элемента.

alt

К счастью, главнейшие и существеннейшие положения этой парадигмы Будущего, легко просматриваются и, в ключевых чертах, уже ясны для нас.
В основании ОТА находятся нижеследующий 3 взаимосвязанных всеобъемлющих принципа:
1) Принцип тотального равновесия, 2) Принцип тотальной полноты, 3) Принцип тотальной взаимозависимости.
ПРИНЦИП ТОТАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ (БАЛАНСА) утверждает: Всякий объем реальности, вне зависимости от размера, величины и местоположения, обладает тем же потенциалом, что и любой другой объем реальности. Иначе говоря, потенциалы всех частей мироздания, независимо от их отношений, равны и это равенство является абсолютным (безотносительным). Напротив, относительными, а следовательно- недействительными и нейтрализуемыми, оказываются сами отношения.
ПРИНЦИП ТОТАЛЬНОЙ ПОЛНОТЫ (ВСЕПОЛНОТЫ) гласит: В каждой части природы, вне зависимости от размера, величины и местоположения, содержится потенциал всей (целой) природы. Этот принцип, как и предыдущий, прямо и неотвратимо вытекает из главного постулата "Всеобщей Теории Целостности" - "закона сохранении целостности", который гласит, что "каждая часть целого содержит в себе потенциал целого".
ПРИНЦИП ТОТАЛЬНОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ гласит: Каждая часть (элемент) природы зависит от совокупности всех частей природы (целого).
Если проще:
1. Все равно всему, 2. Все обладает всем (включает в себя всё), 3.Все зависит от всего.

Из первого правила мы видим, что на абсолютном уровне количества во Вселенной вообще не имеют никакого значения: меньшее и большее находятся в равных позициях. С этой точки зрения 1 миллион тонн обладает тем же "весом", что и 1 милиграмм вселенского вещества, а 1000 000 кубических километров пространства столь же "весомы" и значимы, как и 1 кубический сантиметр. Для безотносительного Целого милиард лет времени обладает тем же значением, что и 1 секунда.

Вездесущий принцип Баланса означает, что любые противоположности обязаны уравновешивать друг друга, погашая тем самым неравенство.
Крайности ЛЮБОГО РОДА соединяются друг с другом: самое большое содержится в самом малом, первое – в последнем, начало – в конце и конец – в начале, низшее – в высшем, высшее – в низшем, конечное – в бесконечном, целое – в частном, бесконечное – в конечном.

Из второго правила мы узнаём, что все элементы мироздания наделены полнотой самодостаточности. В любой крупице мироздания так или иначе содержится все мироздание. Вот почему, к примеру, разлагая элементарные частицы на все более и более элементарные составляющие и проникая вглубь микромира, мы рискуем "докопаться" до всеобщей первоосновы целого космоса, т.е. "добуриться" до верхнего предела макромира..
Третье правило указывает на абсолютный характер зависимости любой части от целого.

Из третьего правила мы получаем представление о всеобщей взаимосвязанности всех элементов (частей).
А взаимосвязанность – это антитеза детерминизму.
Ведь такая связь идёт в обе стороны.
В абсолютной модели НЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЯЕТ ДРУГОЕ , но ВСЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВСЕХ (взаимно и на равных).
Что, в свою очередь, равносильно свободному самоопределению каждого элемента.
И что, опять-таки, логически вытекает из предыдущего «принципа всеполноты».

Если все определяют всех на равных, то все абсолютно свободны и никто не определяет никого.

Каждый элемент «наделён» свободой выбора, которая и является фундаментальным фактором развития во Вселенной.
Отсюда мы получаем простой ответ на вопрос о причинах и природе самого развития во времени.
Развитие – это процесс собирания (накопления) частей в Целое, посредством принятия (включения) Целого частями.

Всеполнота означает, что само Целое уже содержится в частях, принимающих его.
Интересно, что такое «принятие» (включение) и является актом свободы выбора, благодаря чему происходит указанное накопление.
Каждая часть может «выбрать» лишь соединение с другой частью, что, в свою очередь, равноценно выбору целого.

В определённом смысле, Теория Абсолютности предстаёт полнейшей противоположностью Теории Относительности.
Объект меняет своё значение не относительно другого объекта, а относительно себя самого. В абсолютном же смысле ( в плане тождества целому ) его собственное значение не только остаётся константным, но оказывается всеобъемлющим, т.е. неизменным в совершенном смысле бесконечности.

Очевидно, Общая Теория Абсолютности (ОТА) присуща завершенному миропониманию, которое должно придти на смену относительному и незавершенному. Трудно, впрочем, не заметить, что выводы и постулаты ОТА оказываются прямо перпендикулярны тем началам, которыми оперировала прежняя классическая Ньютоновская онтология 17-19 веков. В этом смысле, Общая Теория Абсолютности отделяется от последней на еще большую дистанцию, чем парадигма Теории Относительности ; и дистанцию между ними уже поправу можно счесть абсолютной.
Но именно ОТА способна дать нам последнюю, завершенную картину бытия - раскрыть все "тайны" космологии, включая "тайну" сотворения мира, "тайну" бытия времени и т.д - совершить то, что относительное миропонимание было сделать бессильно. . ОТО только приближала к этому.

В действительности, и нынешняя ОТО есть лишь переходная ступень на пути к ОТА. Ее можно расценивать как своеобразную попытку связать и примирить положение прежней, классической онтологии с еще смутными, но уже намечающимися положениями грядущей, т.е. завершенной. С другой стороны, предельное развитие идей ОТО, доведение их до логической завершенности, должно неминуемо вести к принятию Общей Теории Абсолютности.

Вы не можете оставлять комментарии