Поделиться:

Два варианта будущего: Абсолютная Личность и Личность-Зеро

В более ранних исследованиях я много раз писал о будущем человечества. В частности, говорилось о том, какие стадии должна пройти цивилизация в ближайшей перспективе. Однако, ничего (или почти ничего) не говорилось о том, что БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВОВСЕ НЕ ОДНОЗНАЧНО. Впрочем, как и настоящее, и даже прошлое.
Перед миром, как всегда, как минимум два пути, которые ведут цивилизацию в разные стороны. И так происходит на каждой точке истории.

Почему будущее человечества неоднозначно? На этот вопрос отвечает знание важнейшего эволюционного закона, интерпретирующего ход времени.

У развития во времени можно выделить три уровня: 1) Положительный, 2) Отрицательный и 3) Нейтральный (универсальный).

1. Каждое следующее качество на шкале прогресса есть продолжение (развитие) предыдущего. И, соответственно, включает в себя последнее, как бОльшее число включает меньшее.
Это положительный - он же истинный уровень развития.
Здесь действует принцип аккумуляции. Он же -принцип последовательности.

2. Каждое следующее качество есть отрицание предыдущего и существует отдельно (изолированно) от последнего.
Это отрицательный (или ложный) уровень развития.
Ложным он является потому, что может существовать только в нашем воображении. Потому что, в действительности, ни одно следующее качество не может не опираться на предшествующие. И тем более их отвергать. Тем не менее, мы наблюдаем его в период смены одной стадии на следующую.И в этом смысле, он вполне реален (КАК БЫ реален).

Но существует ещё и третье измерение.

3. Каждое следующее качество составляет с предыдущим одну и ту же общность, т.е. объединяется с ним неким одним общим свойством (единое свойство пары).
Это нейтральный , он же - универсальный уровень развития.

А теперь о двух путях, один из которых, бесспорно, является тупиковым и катастрофическим.

Рассмотрим простейшую качественную последовательность фаз социальной истории Нового времени.
В разных странах эти фазы проявлялись, конечно, по разному, но оттенки и местная специфика лишь подчёркивают единство общемировой логики развития.
Мы имеем перед собой фазу коллективизма ( преимущественно ХХ век ), за которой наступает фаза индивидуализма (последние 30 лет). В смене одной парадигмы на другую и состояло главное смысловое и структурное изменение цивилизации последнего века.
Мы последовательно переходим от выражения «всех» , как неопределённого суммарного целого, к выражению каждого (частного «я»). Последнее не только обретает право голоса, но и активное право на уникальность - собственную отличность от остальных.
Разумеется, на этом прогресс не может останавливаться.
Следующая стадия должна заключаться в дальнейшем усилении значения индивидуального "я", которое, в свою очередь, само должно стать равным ВСЕМУ обществу.
Смена приоритетов довольно понятна и очевидна.

Итак, в приоритете:

1. Только Общество целиком (до конца 1980-х гг)
2. Каждый Индивид. (с конца 1980-х до 20** ??)
3. Индивид, равный обществу (обладающий потенциалом целого общества).

1. Сначала человек поглощён обществом и растворён в нём.
2. Затем человек существует, как относительно независимая (самостоятельная) единица.
3. Затем человек поглощает общество, т.е. каждый становится равным всем ("абсолютное "Я""). Это парадигма будущего.

Каждая следующая социальная парадигма закономерно разрешает фундаментальное противоречие, создаваемое (не устраняемое) предыдущей.
Коллективистская парадигма ХХ в. устраняла проблему неучастия всех, введя в обиход всеобщее избирательное право и отменив имущественный ценз. Однако, она же наиболее остро формулировала проблему подавления личности обществом – создавала угнетение частной персоны (особенно явно – в тоталитарных государствах фашистского и социалистического типа).
Нынешняя, Индивидуалистическая парадигма этот изъян устранила, но, в свою очередь, имеет другой «изъян», связанный с несамодостаточностью нашего частного «я» .
Если нынешняя парадигма уничтожает проблему невыражения (угнетения) частной персоны, характерную для прошлого века, следующая парадигма призвана снять проблему высшего порядка - проблему неполноты.
Технические моменты этого решения мы здесь оставим за кадром (хотя они, бесспорно, очень важны), сакцентируем внимание лишь на одной последовательности:

Прогресс налицо.

1. Каждый человек -только доля ( участник ) коллективного целого ( 1/n ) (прошлое).
2.Человек - самостоятельная, но всё же частная единица ( 1 ) (настоящее)
3. Человек - самостоятельное и полное множество. ( N ) (будущее)

Самостоятельное "я" больше подчинённого, а всеобщее "я" больше простого частного.
Единица больше доли, а множество (сумма всех единиц) - больше частной единицы.

Итак, что же мы видим?
Последовательность гласит, что на смену сегодняшней концепции индивидуализма придёт концепция Абсолютного «Я» (личной самодостаточности).
Индивидуальное частное «я» несамодостаточно. Напротив, грядущее Абсолютное «Я» будет вполне самодостаточно, т.к. по сути будет тождественно всему обществу.
Свойством такого «Я» становится уже не самовыражение, а всеобщность (всевыражение).

Тогда как формула коллективизма звучит «Все как Один» или «все одинаковы», формула Абсолютного «Я» выглядит прямо противоположным образом – «Один (т.е. каждый) как Все».
Каждый не просто свободен, уникален по отношению к другим. Каждый разный внутри себя и не сводим к одному характеризующему его качеству.

В грядущей системе координат наше «я» не только наделено правом частной автономии. Наше «я» поглощает собой всех. В том числе, оно содержит в себе остальные ( другие ) «я».
И тем самым выходит за рамки собственной частной ограниченности.

В отличие от коллективного множества, которое предельно формально, Абсолютное «Я» предельно свободно от любых форм и имеет векторную природу.
По сути, это чистое стремление, выраженное целеполагание, антитезой которому и является инертная форма.

К сожалению, возможно и другое - "теневое" прочтение последовательности.
Вернее, существует и отрицательный аспект развития, ведущий отнюдь не к прогрессу. Так происходит тогда, когда мы рассматриваем каждую стадию изолированной от предыдущей и противопоставленной предыдущей.

Раскрытие отдельной личности (индивидуальное самовыражение - свойство настоящей стадии) есть продолжение раскрытия потенциала всего общества.
В самом деле, ведь общество состоит из отдельных индивидуумов, которые, в свою очередь, не существуют отдельно от него.
В этом смысле, нынешний индивидуализм - закономерное "дитя" предшествующего коллективизма.

Но если мы противопоставим отдельных индивидуумов обществу, то получится атомизация.
Каждый направлен на то, чтобы выражать себя, не обращая внимание на остальных.
Однако, и атомизация - не предел.
За ней следует состояние ещё большей разобщённости.А именно - изоляция.

Если мы, в свою очередь, сделав шаг вперёд, представим себе Абсолютное "Я", исключающее частных индивидуумов (персонифицированное "мы"), то в итоге, выйдем на концепцию совершенно изолированного "я" в самом негативном смысле.

Получится тотальный человек "изолят", существующий только для себя и отдельно (совершенно изолированно) от всех. Для которого окружающие ПОПРОСТУ НЕ СУЩЕСТВУЮТ в прямом и буквальном смысле слова.
Такой "изолят" исключает бытие остальных. Есть только моё "я" и никого кроме. Предельное, тотальное, ни с кем не взаимодействующее, самодовлеющее, самоограниченное, одинокое.
Такое "я" фиксировано в себе, т.к. лишено возможности саморазвития и изменения.

alt

Но и это ещё не всё. Нельзя даже сказать, что такое изолированное "я" пребывает в режиме самосохранения. Об этом говорит параллельная последовательность.

1. В предыдущую эпоху коллективизма человек был ориентирован на участие в общем деле, т.е. вверял себя тому, что больше его самого (социальная самоотдача).
2. В эпоху атомизированного индивидуализма человек не служит обществу, а «работает на себя».
3. В эпоху изолированного «я» он не сохраняет даже собственной самости. Фактически, он распадается – пребывает в режиме дробления (на субличности).
Свойство цельной личности отсутствует.

Изолированное «я» неопределённо даже в самом себе и представляет собой чистое колебание (переходность), возвращающее к начальному нулевому состоянию.
Это «переходная личность» - Личность-Зеро, не имеющая самостоятельного свойства.

К слову заметить, что с математической точки зрения колебание равнозначно самоотрицанию (ограничению, фиксации), за которым, в свою очередь, далее может наступать уже только полная аннигиляция (отрицание самого отрицания).

Личность – Зеро – это зеркальное отражение Абсолютной личности. Первая есть вектор, вторая есть колебание. Первая воплощает в себе неделимое единство. Вторая обнаруживает чистейший дуализм.
Первая только творит, вторая только разрушает и неспособна к какому-либо творчеству / изменению. Первая – достигает всего в акте созидания, вторая – возвращается к нулю.

alt

Как мы видим, светлая сторона развития неотменяемо соседствует с оборотной «тёмной», которая присутствует на каждом шаге истории.
Каждое качество имеет своего параллельного антипода. Согласно универсальному закону баланса к «плюсу» примешивается и «минус».
Масштаб первого соответствует масштабу последнего. Зеркальный эффект - чем крупнее реальность, тем крупнее и отражение.
Конечно, оно - не более чем обман, иллюзия.
И всё же, утверждая, что следующей стадией социальной эволюции должно стать всеобщее единство, мы не должны упускать из виду трагичного и коварного «фокуса».

Всеобщему Объединению – с одной стороны, будет соответствовать и Всеобщее Разделение – с другой.
С одной стороны – предельное творчество, выделение нового, с другой стороны – абсолютная ликвидация даже имеющегося.
С одной стороны – тождество всем. С другой – нетождество и самому себе.

Полутона станут невозможными.

Перед человеком будущего эволюция поставит бескомпромиссный и безусловный выбор: либо ВСЁ ПРИНЯТЬ , либо ВСЁ ОТВЕРГНУТЬ (встав на позиции заведомой лжи).

Вопрос состоит лишь в том, на какой именно стороне окажется конкретный человек.

Вы не можете оставлять комментарии