Поделиться:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ОБЩЕСТВО ПОСЛЕ КОРОНАВИРУСА. "Обнуление" государств?

Что символизирует для человечества история с Covid-19? Как она изменит нашу цивилизацию в ближайшей перспективе?

Уже сейчас видно, что власти и правительства большинства передовых стран проявили вопиющую некомпетентность в деле борьбы с мировой угрозой.
Ряд правительств ( к которым относится и Россия ) фактически самоустранились от решения социально-экономических проблем, порождённых пандемией, бросив своих граждан и экономику на произвол судьбы - по принципу «выживай, как сумеешь».

Впрочем, даже великие ошибки и провалы имеют если не простое человеческое, то эволюционное объяснение.


У нас есть все основания считать, что все эти явления не случайны – они выступают признаками краха предшествующего уклада.

Дискредитированным и скомпрометированным оказывается всё ТО, ЧЕМУ ПРЕДСТОИТ СГИНУТЬ по логике истории.
Как пелось в известной песне Высоцкого - «Шах расписался в полном неумении…».
Только вместо слова «шах» следовало бы поставить «наша цивилизация».

Отнюдь неспроста сегодняшний кризис уже часто сравнивают со Второй Мировой войной (1939-1945 гг). Либо сознательно, либо интуитивно многие чувствуют насколько удачна и верна эта аналогия.

После Второй Мировой войны мир постепенно обрёл многие из тех черт, к которым мы так привыкли сегодня.
И следует понимать, что нынешний кризис кладёт предел той длинной эпохе, которая как раз и началась на планете с окончанием Второй Мировой войны.
В этом смысле, пресловутая отмена празднования Дня Победы на фоне всемирной пандемии далеко неслучайна, а исключительно символична.

alt

Кризис – это катализатор вхождения человечества на новую ступень эволюции. Это маркер стыка двух эпох.
Мы вступаем в фазовый переход.
Действительно. Мир после нынешнего Коронавирусного кризиса уже не будет прежним. Старая 75-летняя эпоха ( 1945 – 2020 ) отходит в небытие. И всё, что было связано с ней, хотим мы того или нет, оказывается прошлым, теряет актуальность, сдаётся «в архив».

Конечно, коронавирус – лишь триггер назревших изменений. Это условная граница, от которой нам придётся вести отсчёт.

Но каким же будет новая, «Посткоронавирусная» эра?
Что ж, попробуем заглянуть в будущее.
Крупными штрихами можно наметить ключевые моменты, отличающие неведомый пока грядущий миропорядок от уходящего нынешнего.


1) Наступающая эпоха (во всё мире, в России –в особенности) будет временем тотального разочарования в ИНСТИТУТЕ государства. И тотального освобождения людей от него

Конституционное национальное государство в том виде, в каком мы его знаем со времён Великой Французской революции (а особенно – со времён Вестфальского мира), отойдёт в прошлое.
На смену ему придёт Глобальное Общество, построенное на сетевых принципах и горизонтальных связях.
Как будет работать оно? Этой теме следовало бы посвятить отдельную статью, при том, что некоторые моменты продолжают оставаться не вполне ясными.

alt


Как бы то ни было, сейчас мы вкратце можем выделить четыре основные черты (свойства) надвигающегося Глобального Общества.
1. Предельно ясно то, что оно будет интернациональным, имеющим планетарный масштаб ( а отсюда -деактуализация «национальных государств» - отдельных стран, полная или почти полная аннигиляция значения национальных границ ).

2. Также ясно, что, в отличие от традиционных государств, строящихся на иерархическом фундаменте централизованного управления, оно будет носить сетевой, внеиерархический характер.

Можно говорить о встраивании людей в сетевой формат существования, при котором все или многие необходимые функции, прежде выполнявшиеся государством, теперь – и гораздо более эффективно - выполняются напрямую самим обществом. То есть, теми же людьми, у которых отпала необходимость в апеллировании к внешним официальным инстанциям.
В том числе, и к органам внешнего государственного принуждения.
Люди научатся контролировать и сдерживать друг друга непосредственно, через перманентное нахождение оптимального баланса в процессе гражданских взаимодействий.

Самоуправление и горизонтальный взаимоконтроль (вместо управления).
Жизнь по формуле «Сеть – вместо государства».

Это утверждение, отчасти, раскрывается и расшифровывается третьим пунктом.

3. Многие контрольные опции будут делегированы Искусственному Интеллекту. Ясно и то, что человечество выйдет на другую ступень самоконтроля, связанную с отказом от человеческого фактора и естественных посредников, таких как привычные институты власти и традиционная бюрократия.
Нас ожидает автоматическое (небюрократическое) управление, действующее на алгоритмах Искусственного Интеллекта и контролируемое не столько людьми, сколько самим Искусственным Интеллектом, как универсальным третейским оператором.
По большому счёту, он-то и будет носителем и олицетворением общественного баланса – сводным воплощением коллективного человечества.

4. При всём том, Глобальное Общество будет предельно индивидуализированным. То есть, индивидуальное начало уникальности, столь высоко ценимое и нынешним либеральным дискурсом, в нём будет доведено до максимума.
Его высшая ценность – уникальная личность.

alt

Грядущее Глобальное Общество породит иные формы социальности, иные формы политической легальности и иные внутренние регуляторы, серьёзно отличающиеся от тех социал-демократических регуляторов, к которым мы так привыкли за 100 с лишним лет. В частности, классический электоральный принцип, принцип всеобщего избирательного права, партийной легитимности, уже не так применимы к нему.
Более того. Сам социальный контекст, вне которого мы не представляем современной демократии (с ёё привычными процедурами), в значительной степени уступает место контексту индивидуальному и биологическому.
Вернее сказать, имеющаяся социальность получит новое - биополитическое измерение. Колоссально возрастёт роль медицины и биомедицинских факторов, идея направляющего воздействия на человеческое тело и управления человеческим телом (разумеется, в интересах самосохранения самого индивидуума), станет одним из главенствующих направлений общественной мысли.
Сюда же вписывается концепция обязательной биологической регуляции, связанной с углублённой, многомерной и всесторонней заботой общества о здоровье и телесном благополучии своих членов. Заметим, опять-таки, что субъектом данной заботы будет отнюдь не государство, а всё глобальное человечество.
И здесь уже смело можно говорить о переходе от нынешней социо-центрической парадигмы общественного бытия к био-центрической, в рамках которой всё внимание цивилизации концентрируется уже не на общественных отношениях (как стало привычным за последние 100-200 лет), а на физическом контуре индивидуума.
Социальная политика в прежнем значении этого слова отодвинется на второй план.
На первый план выйдет глобальная биополитика, связанная с решением общечеловеческих целей и задач (включая такие, как биологическая безопасность, самосохранение и развитие) в масштабах всего человеческого вида.

Био-индивидуальное начало сделается доминирующим, подчинив себе коллективное и социальное.
Кстати, это относится и к сфере социального обеспечения, которое, в строгом смысле станет обеспечением индивидуальным.
Что следует понимать не столько как переход к адресной поддержке, сколько как способность индивида воспроизводить необходимые ресурсы и блага для себя самостоятельно (самообеспечение).

alt


Особенное развитие получат самообеспечивающие технологии, посредством которых обычный человек сам сможет обеспечивать себя необходимыми вещами и услугами, не нуждаясь в получении этих благ непосредственно извне. Сюда же следует отнести домашнюю робототехнику, способную обслуживать людей напрямую.

Огромное количество людей начнут существовать в режиме самообслуживания, используя для этого роботов и другие «умные» приспособления, связанные с Искусственным Интеллектом.

Развитие постепенно получит безналоговая экономика, при которой люди сами (на основе взаимного консенсуса и договора) обеспечивают себя почти всем необходимым, не нуждаясь в централизованной внешней поддержке и внешних фондах.
На смену принудительному вертикальному распределению придут горизонтальные связи, основанные на добровольности, и сетевое регулирование.
Иными словами, многое из того полезного и необходимого, что раньше люди получали от государства (через каналы вертикального распределения), теперь они начнут получать непосредственно друг от друга – путём прямого обмена.

alt


Впрочем, хотя всё сказанное выше весьма существенно, но главная революция состоит даже не в этом.
Основные изменения касается самого человека, его природы. Здесь можно было бы долго развивать интригующую тему трансгуманизма (а именно эта тема и должна стать центральной темой надвигающейся фазы, куда уж теперь без неё! ), но я бы хотел рассмотреть здесь не столько технологические, сколько сущностные аспекты предстоящих изменений.

Индивидуальный контур личности, который и становится доминирующим, тоже претерпит существенную метаморфозу по сравнению с тем, как мы его понимаем теперь в логике либерального мышления.
Индивидуализм получит второе дыхание, но станет иным.

Однако, самое интересное состоит в том, что грядущее общество будет иметь принципиально иную систему ценностей и совершенно иное целеполагание.
Есть, конечное, многое, что связывает его с обществом нынешним.
Один из таких общих признаков - заточенность индивидуумов на самовыражение. Но здесь есть важное отличие. Выражать себя человек будет стремиться не так, как он делает сейчас, а гораздо более радикально.
Сегодняшний человек склонен демонстрировать себя, но право других и социума замечать его или же игнорировать.В этом смысле, он обладает пассивным (необязательным) предложением. К примеру, он не может заставить других индивидуумов обращать на себя внимание - последнее всецело зависит уже от них.
Грядущее общество будет ориентировано не просто на самовыражение индивидуумов. А на выражение себя в полезной (продуктивной) деятельности на благо других (всех/человечества).
Этот принцип можно назвать принципом самовменения - "я не просто выражаю себя, а выражаю себя в других", т.е. вменяю, "навязываю себя другим (всем /человечеству)". Но такое гарантированное "навязывание" может иметь смысл только тогда и лишь в том случае, если моя деятельность, будучи уникальной и оригинальной, несёт объективную пользу окружающим, т.е. представляет собой ВКЛАД В РАЗВИТИЕ мира.
Как видно, объективным значением обладает лишь предлагаемый дополнительный уникальный продукт, прибавляющий нечто к объёму существующих возможностей - расширяющий возможности других. Самовменение - это именно вменение в контекст развития - творческое участие каждой личности в процессе эволюции Вселенной.
Оно неразрывно сопряжено с двумя аспектами: 1) Саморазвитием (я меняюсь сам, становлюсь другим, претерпеваю обновление, существую в "режиме качественного роста"), 2) Взаимодополнением и взаимоориентацией (в своей деятельности я ориентируюсь уже не исключительно на свой личный интерес, а на взаимный интерес). Это переход от примата потребления к примату творческого производства и служения.
Причём, саморазвитие и взаимодополнение - две стороны одной медали.Ибо саморазвитие возможно лишь в режиме взаимодополнения (взаимной аккумуляции), т.е. путём заимствования внешнего опыта, который становится составной частью собственного личного опыта.
Как видим, самовменение построено на принципе творческого взаимообмена.
Здесь действует правило возврата:
Ориентируясь не только на себя, а на всех (на общее или человечество), я служу не только себе одному, а всему человечеству, причастность к деятельности которого (т.е. к общему развитию) одна только и делает осмысленной мою собственную индивидуальную деятельность.


alt

Разумеется, такой подход говорит о том, что будущее человечество после нынешнего кризиса (2020-х гг) обязано некоторым образом выйти за привычные пределы индивидуалистической (современной либеральной) парадигмы.
Однако, принцип самовменения (и творческого взаимообмена) следует рассматривать не как отрицание, а скорее как глубокое развитие индивидуалистического социума в сторону проявления творческих потенциалов личности.
Но также видно и другое.
Это явный шаг от современной концепции 2D-социума (т.е. демократической системы, основанной на обратных связях, представительстве, примате коллективного «Мы» и т.д.), в сторону следующей концепции 3D-общества (концепции «Абсолютного Я», она же - концепция Единения и «неделимого человечества»).

На последнее, между прочим, указывает и сама последовательность смены качественных состояний.

Социализм середины 20 в. предполагал подавление личности обществом, растворение индивидуального в безличном.
Классический либерализм рубежа 20-21 вв. постулировал независимость индивидуума от общества, понимаемую как отдельность, оторванность, пришедшую на смену поглощению обществом.
Грядущее положение вещей идет дальше - оно постулирует включение уже общества (человечества) внутрь каждого частного человека. То есть, расклад обратный количественному участию.
НЕ "Я" - ЧАСТЬ "ВСЕХ", А "ВСЕ" - ЧАСТЬ МЕНЯ.
Такая фраза лишь с виду может показаться абсурдной. В действительности, ничего нереалистичного в таком отношении нет.
Под включением Всех внутрь каждого следует понимать прежде всего включение в индивидуума всего опыта человечества, который был создан (выработан) до него.
Мало того, по смыслу здесь мы видим не просто включение, а включение с обратным знаком, т.е. "выделение".
Поглощение коллективного индивидуальным есть ничто иное, как творческое прибавление - добавление к копилке общечеловеческого опыта того, чего еще не было.
Иначе говоря, речь идет о чистом творчестве.
А конкретно – о механизме творчества.
Лишь вобрав (приняв) в себя опыт остальных и оттолкнувшись от него вперед, каждый из нас может создать что-то по настоящему новое. То есть - реализовать себя в самодостаточном измерении. Отталкивание от Общего есть преодоление имеющегося в пользу создаваемого нового.
Это и есть формула абсолютной самодостаточности личности, при которой эта самая личность выступает никем иным, как безусловным Творцом окружающей реальности.
Однако, поглощая Общее, каждый субъект ("Я") фактически отождествляется с остальными (другими).

Человек больше общества именно тогда, когда он тождественен всем членам общества. Проще говоря, когда отсутствует различие между "Я" и "Другие". Только в этом случае наше "Я" становится равным Всему.

Часть, включившая в себя Общее (совокупность всех частей) становится неделимым Целым. И тем самым достигает абсолютной всеполноты.
Принципиально изменяется отношение части к Целому.
Каждый из нас даже не соединяется с Другим для решения общих задач. Каждый из нас и есть этот Другой (формула тождества в чистом виде). Мы присутствуем ВНЕ СЕБЯ, т.е. представляем собой чистое выделение (безусловное, БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ творчество).
Каждый из нас уже не включается в Общее в качестве составляющей части. Но каждый из нас соединяется с этим Общим (нейтральностью) на равных.
Этому сочетанию есть наглядное и предельное объяснение:

ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА КАЖДАЯ ЧАСТЬ (Индивид) ВКЛЮЧИТ В СЕБЯ ЦЕЛОЕ (т.е. сумму всех частей), ОНА И СТАНЕТ НЕДЕЛИМОЙ ВСЕПОЛНОТОЙ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В ТОЖДЕСТВЕ.
ПРИЧЕМ, В ЭТОМ СЛУЧАЕ, ВКЛЮЧАЯ БОЛЬШЕЕ, ОНА И ПРОИЗВОДИТ ВЫДЕЛЕНИЕ (Чистое Творчество).

По сути, мы выходим на идею эволюционного участия.
Высшей ценностью в обществе наступающей фазы становится не просто самовыражение, а участие каждого в развитии (эволюции) человечества.

alt
Разумеется, режим самовменения (который был описан мной выше) ещё отличается от режима самодостаточности (всеполноты), которую следует рассматривать как идеальную конечную цель, к которой стремится данный процесс.
Но также ясно и другое.
Самовменение – это, бесспорно, движение в указанном направлении. По сути, это возврат к парадигме участия, но только уже не количественного, а качественного.
Самовменение держится на радикальном условии.
Учитываются лишь те действия личности, которые участвуют в процессе развития. Напротив, действия праздные, не дающие никакого эволюционного результата, оказываются ничтожными и оставляют субъекта за бортом творческой жизни.

А ориентация на эволюционное участие логически означает перевод всего социального бытия в «режим ускорения». Люди не просто стремятся осуществлять творческие акты, но стараются максимизировать объём своего творческого участия.
Но такая нарастающая максимизация, в свою очередь, есть ничто иное как стремление к абсолютному творчеству.
Режим с обострением (а именно это и знаменует ускорение) прямо указывает на осознанное движение к гипотетическому пределу полноты.

Итак, подводя итог всему изложенному, примерными штрихами мы способны наметить приблизительный портрет грядущего общества наступающей фазы.
Оно будет:
1) Глобальным (вместо национальных государств – планетарное человечество )

2) Антигосударственным ( роль и функции государства в данном случае будет исполнять само сетевое общество), но при этом:


3) Высоко индивидуализированным (где, в свою очередь, сегодняшние функции общества исполняются индивидом).

4) Биоцентрическим (био-ориентированным)

5) Ориентированным на индивидуальное творчество абсолютного порядка и участие каждого индивидуума в развитии человечества (и мира).


6) Регулируемым Искусственным Интеллектом, появление которого, собственно говоря, и должно стать маркером наступающей новой фазы.

7) Стремящимся к «Абсолютному Я» (т.е. к абсолютному творчеству).

Вы не можете оставлять комментарии
Бред духовно ущербного или душевно нездорового.