Поделиться:

За "порогом" Сохранения энергии. Закон Сохранения Равновесия

Открытие физических законов сохранения справедливо считается одним из величайших научных достижений Нового времени.
Хотя с момента открытия законов термодинамики Джоулем и Майером не прошло и двух столетий, а сами эти правила до сих пор не устарели, понимание сути данного принципа претерпело серьёзные изменения.

До появления в начале ХХ столетия Общей Теории Относительности (ОТО) и Эйнштейна считалось, что равновесие любой изолированной физической системы в достаточной мере объясняется и исчерпывается законом сохранения энергии. Уже в ХХ веке такая интерпретация оказалась слишком узкой. Потребовалось новое обобщение. ОТО объединила закон сохранения массы с законом сохранения энергии.
В картине мира, рисуемой Общей Теорией Относительности, связавшей воедино время, пространство и материю, происходит сохранение физического континуума.
Это, конечно, уже несколько шире, чем просто термодинамическое равновесие в понимании учёных 19 века.

Но не стоит ли за этим толкованием, в свою очередь, намёк на возможность существования чего-то большего?

И масса, и энергия, даже если взять их вместе, представляют собой взаимосвязанные аспекты физической реальности. Тем не менее, к ним невозможно свести всё многообразие её проявлений. А между тем, универсальное правило сохранения справедливо и для них.
Для того, чтобы выйти на новый контур обобщения нам необходимо сделать следующий шаг.

Сегодня мы выходим на ещё более глобальное понимание вопроса.

Сохраняться должно не только общее количество соответствующей во Вселенной физической величины, но и само значение, вне зависимости от взятого объёма данной величины, должно оставаться одинаковым.
Иными словами, любые количественные неравенства (т.е. разница между тем или другим количеством чего угодно), относительны. А следовательно, с точки зрения целого никаких неравенств в принципе не существует.
Отсюда мы выходим на самый главный, самый широкий и всеобъемлющий уровень понимания принципа Сохранения.

Самый общий и всеохватывающий закон сохранения - закон баланса - должен гласить, что все количественные отношения относительны. На абсолютном уровне значение чего угодно (каким бы оно ни было) не может быть больше или меньше по отношению к другому. А поскольку отношения относительны, то любое изменение или видимое неравенство внутри себя уравновешивается и компенсируется своей противоположностью.
Что характерно – баланс аннигилирует неравенства любого рода, будь то количество энергии, расстояние в пространстве, протяжение во времени.
Вне зависимости от места, положения, размера чего угодно, с абсолютной точки зрения его количество всегда остаётся равным и неизменным (то есть «нулевым», или равновесным ), т.к. количественных неравенств вообще не существует.
Крайности любого рода переходят друг в друга. Полярные значения взаимно компенсируются.
В этом смысле, например, максимальное удаление от чего-то должно быть равносильно максимальному приближению к нему же. Максимальная скорость изменений должна интерпретироваться как максимальное приближение к предельной неизменности (стабильности). Максимальная величина смыкается с минимальной величиной."Чем дальше - тем ближе, чем больше - тем меньше, чем быстрее - тем медленнее" и т.д., и т.п.
На смену представлению о скалярной величине приходит представление о всеобщем скалярном отношении. Последнее есть ничто иное, как баланс – универсальное равновесие, соблюдаемое не только во всех областях, но и во всех точках бытия.

Конечно, и здесь применённая нами фразеология требует поправки."Скалярное отношение"- не более, чем тавтология.
По сути, равновесие - это даже не отношение, а безотносительность.

Этот общий принцип настолько универсален, что, как кажется, шире него не может быть уже ничего.
В самом деле, более широкой трактовки сохранения невозможно придумать.

Закон Сохранения Равновесия - наиболее общее правило из всех возможных правил сохранения, т.к. из него, собственно, проистекают вообще любые интерпретации сохранения.

Но это вовсе не означает, что над законами сохранения не может быть ещё каких-то законов, для которых, в свою очередь, сохранение (даже понимаемое в самом широком смысле) должно являться лишь частным аспектом.

И действительно, оказывается, что такой высший принцип действительно существует. Уже знание механизма эволюции и свойств информации красноречиво доказывает нам, что при объединении составляющих существующего возникает новое - более высокое значение. Это выделяемое "новое" всегда служит дополнением имеющегося, но к нему не сводится.
К примеру, соединив два имеющихся качества в одно целое, мы получаем третье качество, которое нельзя свести к простой совокупности двух составляющих. Это третье качество будет принципиально новым по отношению к двум предшествующим.
Итак, все известные законы Сохранения можно считать частным случаем ещё более общего закона Дополнения, вытекающего из свойств неделимого единства.

В отличие от Равновесия, которое артикулирует собой нейтральную безотносительность, проистекающую из взаимного погашения (компенсации) значений, Дополнение также постулирует безотносительность, но уже положительную.
Сумма складываемых значений не равняется нулю. Она также несводима к каждому из значений в отдельности, а представляет собой производимое Иное.

Но выйдя на этот горизонт, мы, всё же, обязаны остановиться. Хотя бы потому, что более всеобъемлющее начало представляется ментально неартикулируемым.
Теоретически за положительной безотносительностью может располагаться только небытие, т.е. отсутствие каких либо описывающих принципов вообще ("беспрИнципность") .Но отсутствие, опять-таки, есть производная от наличия (утверждения). С другой стороны, отсутствие может пониматься нами, либо как "чистая возможность", частным случаем которой может служить уже любая необходимость и закономерность.Либо же как второе - нейтральное - измерение всё того же равновесия, о котором шла речь выше.

Если считать Сохранение частным случаем Дополнения (через объединение), то последний закон невозможно уже назвать частным случаем чего-либо ещё. Здесь мы сталкиваемся с последней инстанцией, за пределами которой бессмысленно искать высшей общности.

Вы не можете оставлять комментарии