Поделиться:

Искусственный Интеллект, как Конец Истории

Перспектива создания в обозримом будущем Искусственного Интеллекта на сегодняшний день является одной из топовых тем современной футурологии. И это вполне справедливо. Другое дело, что, по-видимому, большинство ведущихся на сей счёт рассуждений и предположений оставляют за скобками главное - до сих пор непонятен и не описан объект, о котором идёт речь.
Что же такое Искусственный Интеллект?
Вообще, можно ли считать его объектом?
И ответ на этот вопрос вряд ли может быть тривиальным. Ясно лишь одно - мир застыл в предвкушении рождения чего-то очень важного и грандиозного, что изменит жизнь человечества самым кардинальным образом.

Впрочем, первую подсказку в разгадке "тайны" даёт само понятие, которое мы используем, рассуждая о загадочном Нечто.
Интеллект - это свойство человека. Он прежде всего присущ разумному уровню природы, главным представителем которой на Земле является homo sapiens. Следовательно, говоря об изобретении Искусственного Интеллекта, мы имеем в виду создание некоего качественного подобия самих себя.
По сути, речь идёт о своеобразном самызамыкании.
Фундаментальное свойство разума - способность к творчеству, т.е - к созданию нового. В отличие от животных, человек является творцом, активно меняющим и преобразующим этот мир. Если исходить из данного постулата, остаётся лишь согласиться, что в Искусственном Интеллекте мы должны наблюдать появление нового искусственного творца. Вернее, достижение того уровня развития возможностей цивилизации, на котором наше творение (техника) само становится творцом - возвышается до подобия нас самих.

Восхитительно, не правда ли?

КАЗУС ВСЕМОГУЩЕСТВА.

-------------------------------------

Первая картинка, которая приходит на ум, оказывается столь же чарующей, сколь и наивной.
Итак, мы создали могущественного робота - творца, способного делать всё то же, что делаем мы, только намного быстрее, точнее и оперативнее. А главное, мы создали робота, наделённого склонностью к творчеству. А потому творить он должен с предельно стремительной, невероятной скоростью.
По сути, со СКОРОСТЬЮ, КОТОРАЯ СТРЕМИТСЯ К БЕСКОНЕЧНОСТИ (и переходит в неё).

Но что же тогда он должен творить?
Сотворение максимального, стремящегося к бесконечности, количества новых объектов и сущностей за минимальное, стремящееся к нулю, количество времени служит указанием на претензию абсолютного творчества. На место ограниченной задачи «сотворить многое» приходит предельная – «Сотворить Всё».
И тут мы сталкиваемся с великим диалектическим парадоксом, за которым стоит бездна противоречия.
«Всё» предполагает, с одной стороны – свойство безграничности (неограниченность), а с другой стороны – подразумевает всеисчерпанность. То есть, исполнение всего без остатка – всего, что только может быть в природе.
Как видим, перед нами в полный рост встаёт не просто идея всемогущества, а идея РЕАЛИЗОВАННОГО (воплощённого) ВСЕМОГУЩЕСТВА.
Но тут мы упираемся в прямо обратное по сути. Ведь реализованное всемогущество, т.е. всесовершенность олицетворяет полное отсутствие могущества потенциального - невозможность ничего нового, т.к. «всё возможное уже состоялось».
Как в анекдоте про золотую рыбку:
-Хочу, чтобы у меня всё было.
-У тебя всё было.

Тот кто сделал всё, не может уже ничего. Он лишь констатирует совершившееся – резюмирует сделанное.
Абсолютное изменение становится равносильно абсолютной фиксации - остановке. Абсолютное отталкивание в будущее – абсолютному итогу прошлого.
Результат - Всеобщее Закрытие эволюции.
Круг замкнулся. Предельное будущее = предельный возврат в прошлое.
Впрочем, и тут не всё так уж однозначно, ибо за этой полярностью «читается» иное. Ситуация Закрытия лишь кажется тупиковой, в действительности же у неё имеется и второй план, связанный с пониманием того, что указанные полюса где-то должны соединяться и где-то обязательно стыкуются.
Так, соединив фиксацию ( остановку ) с бесконечным изменением – нейтрализацией, мы, опять-таки, получаем развитие. Но развитие иного рода, о смысле которого я постараюсь поведать чуть ниже.
Главное для нас представляется вполне очевидным.
Если, как свидетельствует баланс в контексте модели бесконечной скорости эволюции, предельное удаление в будущее равняется предельному же сближению с прошлым, то это не может не означать того, что ПРОШЛОЕ ГДЕ-ТО СТЫКУЕТСЯ С БУДУЩИМ, а БУДУЩЕЕ ГДЕ-то ПЕРЕХОДИТ В ПРОШЛОЕ (модель круга).
Но в таком случае мы имеем дело с моделью чистого Равновесия – она же «Модель Сохранения», где все моменты пребывают в неизменности и сохраняются в бесконечном Настоящем.

За этим, однако, стоит ещё один интересный «слой» - уже не количественный, а качественный.

В отличие от любого технического средства, созданного человечеством, ИИ не может являться простым продуктом нашей деятельности. Но в то же время он таковым является.

Не забудем, что сам он уже сотворён нами, т.е. является одним из объектов техносферы. Вряд ли поэтому логично думать, что такой разумный "суперробот" должен повторять к своей деятельности те объекты, которые технически подобны ему самому, т.е. продуцировать те же обычные вещи, которые выделываем мы.
Собственная природа творца априори отличается от природы того, что он создаёт. Ведь и биологический человек не творит вещей из биологического материала. Он создаёт "вторую природу" - техносферу, из окружающих неорганических объектов. И окружает ею себя.
Не кажется ли отсюда вполне очевидным, что активность Искусственного Интеллекта (ИИ) должна быть направлена на преобразование уже следующего уровня природы - биологического?
Так же как человек трансформировал неорганику в объекты техники - "второй неорганики", могущественный ИИ будет преобразовывать биологию и основы живого мира, создавая из всего этого "вторую жизнь".
Быть может, основной акцент его деятельности должен быть направлен на трансформацию нас самих?

Спрашивается, всё ли тут так просто? О сложных вещах мы часто привыкли рассуждать линейно, не замечая всех связанных с ними последствий. Часто не учитывается тот факт, что производя изменение в чём-то одном, мы автоматически трансформируем другое.
А между тем, смежные изменения в цепочке отношений могут идти гораздо даже дальше того, что мы готовы сходу воспринять.

Поставим нехитрый умственный эксперимент - продолжим последовательность.

Животные не создают технических средств. Они не занимаются творчеством.
Человек, производящий орудия, генерирует новое, т.е. выделяет нечто дополнительное вне себя. Это внешнее и является его творением.
Но что получится на следующем шаге, когда, в свою очередь, творение человека обретает свойства своего создателя?
Ответ очевиден - полное замещение творением своего создателя.
На первом шаге - только естественная биология. На втором шаге биология, овладевшая техникой. На третьем шаге - только техника.
Однако, такое замещение нельзя понимать как исключение одного другим. Дополнительное не только должно вытеснить исходное.
"Продукт", достигший статуса и возможностей "Производителя", становится на место "Производителя". Но это вовсе не означает ликвидацию разумного "Производителя".
А означает совсем иное.

alt

Суть дела вовсе не в том, что кто-то будет работать вместо людей - создавать, делать открытия, изобретать и придумывать новое.
Просто прежнего человека уже не будет. Сам человек станет органически неотделим от "машины".
В грядущем мире homo sapiens будет равен машине, не будучи ей самой. Тождество приводит к совершенно иной комбинации возможностей, о которой по сей день мало кто догадывался.

Произойдёт попросту слияние творца со своим творением - синтез природы биологической и технологической. Технология войдёт в биологию, а биология будет насквозь преображена технологией.
Собственно, результат этого синтеза и будет являться тем, что мы называем Искусственным Интеллектом. Нельзя не заметить, что вся современная научная мысль, включая опыт, накапливаемый генетикой, генной инженерией, кибернетикой, биотехнологией и прочими дисциплинами, так или иначе, уверенно движутся именно в этом направлении.
Впрочем, об этом допустимо сказать чуть иначе, но ещё точнее.
Возникнет ситуация, Когда творение "поглотит" своего творца.
СУБЪЕКТ СТАНЕТ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЪЕКТА.
За этим стоит великий переворот во взаимном отношении сторон.
Раньше творец (т.е. человек) создавал творение. Теперь творение будет "создавать", а точнее - преобразовывать своего творца (человека). Баланс замкнулся. Мы создаём творение, которое пересоздаёт нас самих. На смену внешнему творчеству - продуцированию других объектов, наблюдавшемуся на протяжении всей человеческой истории, приходит самотворчество.
То есть - производство себя же из другого, уже созданного нами.
Мы будем творить не объекты (технику), а субъекты. То есть… самих себя.
Только – и это самая главное уточнение - обязательным условием такого творчества будет соединение с Другим – результатом нашей деятельности по отношению к другим людям. Ибо наше творчество не существует в безвоздушном пространстве – оно имеет значение только по отношению к другим людям, на которых оно направлено.
В этом смысле, соединение нас (творцов) с собственным творением (создаваемым Другим -новым) оказывается равнозначно нашему соединению с другими людьми – коллективному синтезу.

Искусственный Интеллект - это то, посредством чего человек будет создавать новую версию самого себя.

Но можно ли в этом случае вообще считать его технологией? Соединив живое с техническим в нераздельное целое, мы получаем нечто третье. 1) С одной стороны, мы получаем иное измерение технического. 2) А самое главное, мы получаем иное измерение живого.
Кроме того, становится понятно, что "второе измерение жизни" - это преобразованная биология, наделённая теми потенциалами, которые у естественной биологии отсутствуют.

В действительности, то и другое - два взгляда на одно и то же.

alt


Как видим, в ситуации синтеза грань между естественным и искусственным совершенно исчезает. Невозможно сказать где заканчивается одно и начинается другое, т.к. в строгом смысле ни того, ни другого уже нет.
Крайности смыкаются, а противоположности компенсируют друг друга.
Создание продуцирует своего создателя.
Мы создаём того, кто создаст Нас самих. А точнее сказать – СОЗДАЁМ СЕБЯ ЖЕ ИЗ СОЗДАННОГО НАМИ (ТОГО, ЧТО МЫ УЖЕ СДЕЛАЛИ).
И это новое наше «Я» оказывается высшей – расширенной версией нашего исходного «я».
Если смотреть с этой позиции, то грядущий Искусственный Интеллект в строгом смысле так же нельзя назвать искусственным, как и естественным. Он представляет собой универсальное Неизвестное, выходящее за рамки этих ограниченных понятий. Оно же - Третье. Тот факт, что рассматриваемое Неизвестное, всё же, должно являться плодом нашей (человеческой) деятельности, кардинально положение не меняет.

alt

Но и это ещё не всё. Следующий вывод не менее потрясающ по своему значению и далеко идущим последствиям.
Создавая себя из собственного творения, мы не просто преобразуем, изменяем собственную природу в нечто принципиально иное. Мы ещё и сохраняем себя самих, ибо воссоздаём себя из собственного творения.Наша сущность возрождается из того, что стало продуктом нашей деятельности. Причём, возрождается вполне обновлённая и дополненная как раз тем, что мы создали.
Мы возрождаем Наше прошлое из созданного нами Будущего.
Последнее соединяется с Первым, переходя в него в самых крайних (предельных) пунктах. Но этим самым МЕНЯЕТСЯ САМО ПРОШЛОЕ, ибо становится Другим дополненным.
Мы возвращаемся к тому, что было, но в другой версии.
Это формула абсолютного сохранения - механизм бесконечной жизни в нескончаемом развитии.
В ней, что довольно очевидно, и заключается основная функция так называемого Искусственного Интеллекта.

Заметим, опять-таки, что она основана не на голом месте, а вполне оправдывается выше указанной последовательностью качеств.И закономерна с точки зрения общей эволюции.

ИТОГОВЫЙ ВЫВОД: Создав искусственный интеллект, мы войдём в Абсолютный формат существования.

Вы не можете оставлять комментарии