Поделиться:

Движущая сила Эволюции: Всеобщее Притяжение

Уже давно было замечено, что основные изменения в мироздании носят направленный характер.
Наш мир эволюционирует, причём каждый следующий шаг эволюции означает переход природы на более высокий уровень.
Но что же стоит за процессом постоянного усложнения Вселенной? Как это связано с однонаправленностью времени?

Как думается, наглядную подсказку может дать знание уже известных природных законов. В частности, знание закона всемирного тяготения.
Недаром его открытие Ньютоном в 17 веке до сих пор считается отправной точкой современной естественной науки.

Согласно принципу гравитации, все тела, обладающие массой, притягиваются друг к другу.
Причём, каждое массивное тело порождает силовое поле притяжения к этому телу, которое мы называем гравитационным полем.
Не разумно ли отсюда предположить, что аналогичный принцип притяжения управляет и соединением материальных элементов во всё более сложные структурные образования? И не является ли, в данном «прочтении», закон гравитации частным случаем некоего ещё более общего закона?

Того самого, что управляет всей эволюцией Вселенной. И обуславливает её логику.

Это представляется вполне логичным хотя бы уже потому, что в контексте единства мироздания базовые физические закономерности не могут существовать в отрыве от химических, биологических и эволюционных, а последние, в свою очередь, не должны нарушать физических принципов.

В этом смысле, предполагаемое «всеобщее притяжение» нужно также считать синонимом всеобщей взаимосвязанности, на которой основываются все известные законы сохранения, включая три начала термодинамики.
В свою очередь, такая широкая посылка наталкивает на мысль, что функцию поддержания указанного равновесия во Вселенной выполняет время.
Именно оно является носителем «всеобщего притяжения», выражающегося в непрерывном процессе нарастания эволюционной сложности.
Этим обстоятельством и обуславливается его направленность.

Направленность времени обуславливается ориентацией всех частей природы на некий центр


Что же может быть центром всеобщего притяжения элементов? Этим центром должно быть то, что концентрирует и связывает в себе максимум элементов.
Отсюда рождается очень простая и очень величественная генеральная теория, способная разом дать ответы на многие вопросы современной космологии и космогонии.

Теория Абсолютной Целостности даёт очень простое и ясное объяснение тому, что принято именовать развитием.
РАЗВИТИЕ ЕСТЬ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ (СОБИРАНИЯ) ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ.
Эта формула, простая и по своему величественная, кажется вполне всеисчерпывающей. Казалось бы, она даёт непротиворечивую модель эволюции Вселенной. К тому же, модель эта претендует на завершённость, указывая на существование начальных и конечных пределов эволюции.
Но у неё есть, как говорится, второе «дно».
В каких случаях части собираются в Целое? И почему они туда собираются? Что, какая сила непосредственно движет этим процессом? Откуда берётся она сама?

Казалось бы, внешне всё довольно просто - перед нами развёрнут линейный процесс, идущий в одну сторону.

В действительности, всё обстоит куда интереснее.
По закону баланса любое отношение предусматривает наличие соответствующей уравновешивающей его противоположности. Следовательно, процесс, о котором идёт речь, носит двусторонний характер.

Накопление – это собирание многих в одно, то есть – включение. Но в соответствии с всеобщим законом баланса, накопление частей в Целое подразумевает существование и обратной закономерности.
Будучи включаема в Целое, часть обязана включить в себя Целое. В противном случае возникло бы неравенство, а баланс был бы нарушен.

Но как же меньшее может включать бОльшее? – резонно спросите Вы.- Как часть чего-либо, которая, в любом случае гораздо меньше целого, может «проглотить» в себя то, долей чего она сама является?
Может. А по закону баланса даже должна.
Но с одним важным нюансом. Включение бОльшего есть выделение.

Понять этот, внешне странный парадокс, в общем-то несложно.

Включить бОльшее мы можем одним только способом – выделив его от себя. То есть, самостоятельно произведя то, что по масштабу превышает нас самих. Это ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ, производимое нами и будет бОльшим.
Мало того. Уже по факту произведения оно будет не только бОльшим, но и Целым, ибо даже в формальной теории соединение части с другой частью как раз и порождает целостность.
Балансовая формула ( Разделение + Единение = Неделимость ) верна вне зависимости от количественных отношений.
Выделяя нечто, вы производите, т.е. прибавляете к уже имеющемуся. Или, говоря иначе, участвуете в накоплении.
Всякое дополнительное будет приближением к абсолютной целостности, а поскольку последняя принципиально безотносительна, то любое участие в ней тождественно ей самой. Размер вносимой дополнительной доли уже не имеет абсолютного значения – значение имеет лишь факт дополнения.

Когда часть творит (выделяет) Целое, Целое входит (включается) в часть.
Но у этой формулы есть и обратная сторона. Именно тогда, когда часть включает в себя Целое, она осуществляет акт выделения – создаёт Целое.
Накапливая части, прибавляя одну к другой и добавляя новое к существующему, вы формируете – «строите» Целое. Или, что аналогично – стремитесь к нему.

Одновременно с тем, действует и параллельное «прочтение»:
Именно тогда, когда часть включает в себя Целое (посредством акта стремления), Целое включает (принимает в себя) часть.

Образно говоря:

КОГДА ЧАСТЬ ВОСХОДИТ К ЦЕЛОМУ, ЦЕЛОЕ НИСХОДИТ В ЧАСТИ.
Но с другой стороны: Именно тогда КОГДА ЧАСТЬ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛОЕ, ТО ЦЕЛОЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ.

Впрочем, о том же можно сказать чуть по другому:
КОГДА ЧАСТЬ ОТДАЁТ СЕБЯ ЦЕЛОМУ, ЦЕЛОЕ ОТДАЁТСЯ ЧАСТЯМ.

Конечно, возникает логичный встречный вопрос: При каком же условии части осуществляют включение (и выделение) Целого? Почему это вообще происходит?

Найденный ответ поражает своей элементарностью. В принципе, главное я уже упомянул, говоря о том, что любое дополнение неизбежно означает приближение к тому, что мы называем целостностью.
Этим условием, собственно говоря, является стремление к Целому. Примечательно, что последнее как раз и воплощает движущую силу мировой эволюции, а также служит столь же монументальным, сколь и непротиворечивым объяснением направленности времени ( t ).

Стремление к Целому в данном случае равносильно выделению вовне = генерации (творчеству). Более того, даже ещё проще - стремление и является тем самым Целым, с которым происходит фактическое соединение.

Когда часть включает целое (стремится к целому) – она генерирует новое.
А именно, соединение части с Целым производит другую часть.

Отсюда следует ещё одно интересное свойство развития.

Части собираются в целое тогда, когда проявляют стремление к нему. Собственно, стремление к Целому и означает включение Целого (частью). А последнее, в свою очередь равносильно принятию последним внутрь себя частей.
Как видим, Стремление к Целому и его принятие (включение) суть одно и то же.

В свою очередь, трудно удержаться от следующего вопроса.
Но что же – вероятно, должны полюбопытствовать Вы - заставляет части стремиться к Целому? Откуда берётся акт стремления?

И вот здесь-то мы и натыкаемся на грандиозное объяснение, позволяющее навсегда покончить с ложной идеей внешнего детерминизма.
Стремление части к Целому (включение меньшим большего) есть естественная постановка баланса, ибо только в этом случае – в случае взаимного погашения противоположностей – достигается равновесие.
Которое, в свою очередь, лежит в основе естественного самоопределения, оно же - сохранение. Баланс –это отсутствие неравенства.
Часть без целого (вне целого) не существует, и не может существовать хотя бы уже потому, что она является продуктом целого.
Кроме того, дабы соблюсти общее равновесие, часть не может иначе уравняться с целым, как только включив его в себя. В противном случае неравенство продолжало бы действовать.
Таким образом, никакой внешней силы, которая бы «принуждала» (ВЫНУЖДАЛА) части стремиться к Целому, попросту не существует и не может существовать – любое внешнее принуждение (определение) грубо бы нарушало принцип баланса (равновесия). И означало бы внесение неравенства.
А выходит совсем иначе.
Стремление к Целому – есть самостоятельная интенция части. Это свойство её самости. На которой зиждется её бытие.
Часть по настоящему существует только тогда, когда она стремится к Целому = вмещает Целое = вмещается в Целое. В противном случае, она не соответствует основному закону бытия.

Как видим, процесс является взаимным. Но это и логично – только таким и может быть баланс.

За этим открывается ещё одно грандиозное объяснение, которое, по сути, подкрепляет выше озвученное.
Мы знаем, что по своей природе любая часть вторична по отношению к Целому. Она является производной от Целого.
Можно сказать, что любая часть порождена (сотворена) Целым, будучи продуктом деления. Но деление есть ликвидация, т.е. процесс, обратный творению (генерации).
Однако, вмещая в себя Целое (то есть вмещая то, что больше её самой), часть, в свою очередь, сама проявляет акт творчества – она творит (генерирует) Целое.
Сложив обе составляющие друг с другом – внешнюю сотворённость с самостоятельным творением, мы в балансе получаем сохранение. Сохранение – это балансовое среднее между ликвидацией и генерацией.
Вывод: всякая часть, проявляющая стремление к Целому = участвующая в его строительстве, фактически приравнивается к Целому.

Отсюда многие капитальные вопросы современной космогонии решаются довольно органично.
Большой Взрыв был актом первоначального деления Целого на части. Но последующая эволюция есть акт соединения, собирания частей в Целое.
Наконец, сам процесс развития также описывается балансом:
Эволюционный процесс конечен и предполагает завершённость. Но завершённое также присутствует на каждом этапе эволюционного процесса.

Вы не можете оставлять комментарии