Поделиться:

Наказания Будущего

Разные эпохи практикуют различные доминирующие типы наказаний.
В былые суровые времена, например, наиболее распространенным типом наказания за все серьезные преступления служила смертная казнь. Теперь не так. В современном мире смертная казнь - скорее исключение, нежели правило. По крайней мере, в развитых странах, претендующих на статус "правовых государств". Зато до сих пор ни одно государство не обходится без применения такого воздействия на преступника, как лишение свободы.

Времена бывают суровыми, бывают менее суровыми, а общества - развитыми и менее развитыми. Важно и с эволюционной точки зрения интересно то, что от степени развития общества зависит и тот тип уголовного наказания, который является господствующим. Понятно, что с точки зрения общечеловеческих понятий тюремное заключение гуманнее лишения жизни, а штраф гуманнее тюрьмы или позорящих телесных наказаний. Заметим, кстати, что некоторые "малогуманные" страны нашего времени, такие как Иран и Саудовская Аравия до сих пор практикуют публичную порку за некоторые (в т.ч. тяжкие и нетяжкие) преступления, между тем как просвещенная Европа (как и менее просвещенная Россия) давно отказались от узаконенного физического воздействия, затрагивающего телесную оболочку лиц, признанных преступниками.
Еще интереснее то, что социальный прогресс выражается даже не столько и не только в гуманизации наказаний, сколько в возрастании их опосредованности. И эту тенденцию можно считать главным законом эволюции наказаний.

Самым непосредственным (и в то же время) самым жестоким способом воздействия на преступника является, конечно же, смертная казнь, т.е. лишение человека жизни.
Лишение свободы более опосредовано, т.к. жизнь шире свободы и включает ее как одну из составляющих. Человек, у которого отнята жизнь, лишается всего, в том числе - и свободы выбора, равно как и возможности обрести свободу в будущем. Человек, только лишенный свободы (посаженный в тюрьму), тем не менее, не прекращает жить. С другой стороны, заключенный (даже приговоренный к пожизненному заключению) не лишается теоретического шанса выйти на свободу когда-нибудь. Отсидев срок, при благоприятных обстоятельствах такой человек вновь может сделаться свободной, активной личностью.
Промежуточное положение между смертной казнью и лишением свободы занимает телесное наказание. Телесное наказание, как и смертная казнь, затрагивает физический контур личности, но все-таки не подразумевает гибели последнего. Жестокое телесное наказание (а такие наказания были весьма распространены в Древности и в Средние века) может приводить к значительному ущербу здоровью личности, к повреждению ее органов и даже к инвалидности. Кроме того, следует учесть и эффект унижения, наносимого человеку поркой, особенно - публичной.
В этом смысле, лишение свободы должно считаться более опосредованным типом воздействия, нежели порка. Тем не менее, и в лишении свободы присутствует элемент физического принуждения : человек лишен возможности выбирать где ему находиться, какой образ жизни вести и т.д.Направление человека в тюрьму, как и его пребывание в тюрьме всегда сопряжено с отрицанием или ограничением базовых прав личности.

Еще опосредованнее штраф. Штраф не затрагивает напрямую даже личной свободы индивида. Он касается лишь его имущества. Оштрафованный человек страдает материально, экономически, но не подвергается никакому физическому принуждению. Исходя из этого мы имеем полное право предполагать, что со временем, по мере гуманизации уголовного права, штраф (размер которого соотносится с уровнем материального достатка) будет применяться все чаще там, где ныне продолжает использоваться тюремное заключение. Здесь, однако, следует заметить, что для того, чтобы штраф вправду сделался эффективной предупредительной и воспитательной мерой при предупреждении преступлений малой и средней тяжести, он должен оказывать ощутимое болезненное воздействие на экономическое благосостояние преступника. Удар по материальному положению последнего не может быть символическим, подобным укусу комара. В ряде случаев этот удар должен быть прямо-таки разорительным. Еще проблематичнее применение штрафа для наказания за серьезные и тяжкие уголовные преступления. По всей видимости, хотя роль и пространство применения штрафа в будущем могут существенно возрасти, штраф всегда будет оставаться вспомогательной мерой в дополнение к основной - лишению свободы.

А посему грядущая революция в области наказаний может быть связана только с переходом человечества на кардинально новую эволюционную ступень. Тем не менее, уже сейчас возможно сказать в чем она будет заключаться.
Для того чтобы понять это, следует обобщить изложенное выше и подвести некоторые итоги.

НАКАЗАНИЯ ТРЕТЬЕГО КОНТУРА.


Смертную казнь и телесное наказание объединяет то, что и в том и во втором случае оказываемое воздействие непосредственно направляется на биологическую оболочку человека – его живое тело. В этом плане, оба данные вида наказаний можно назвать наказаниями Первого Контура.

Тюремное заключение и штраф объединяет то, что в противовес грубому насилию над организмом преступника, их основной удар направлен на ограничение и сужение его пространства свободы.
Тюрьма напрямую ограничивает свободу личности, помещая ее в закрытое изолированное пространство (тюремное / колониальное / лагерное), где человек вынужден находиться в течение всего срока, назначенного судом. Штраф предназначен воздействовать косвенно, посредством сужения материальных возможностей преступника.
Таким образом, лишение свободы и штраф можно отнести ко Второму Контуру воздействия.

Вы спросите : что же тогда должно составлять содержание Третьего Контура ?

Ответ более чем интересен.
Следующий шаг опосредования наказаний связан с полным отказом от внешнего карательного воздействия. Эпицентр воздаяния будет находится в области самонаказания.

alt

Нижеприведенное суждение может показаться удивительным.
Человека может наказывать не только кто-то другой. Человек сам способен осуждать и наказывать себя за дурные поступки.
Это свойство будет максимально проявлено в грядущем обществе.


Но каким же образом и в каком случае человек способен карать себя за собственные преступления, проступки, бесчестье? Такое с виду парадоксальное положение вещей возможно лишь в одном единственном случае - если перестает существовать различие между поступком и воздаянием за поступок. Нет никакой нужды во внешнем воздействии в случае если сам поступок равен воздаянию.
В буквальном смысле.
Хорошее дело = Награда.
Плохое дело = Наказание (по определению).
Совершая доброе другим, личность, в действительности делает добро самой себе. Напротив, делая злое, наносит «рану» себе – автоматически осуждает себя.
Всякое совершенное дело либо награждает человека, либо карает его в зависимости от того служило ли оно делу развития.

Всякое дело может быть либо причастным развитию, либо непричастным ему. В соответствии с этим, высшим типом вознаграждения является причастность, а высшим типом наказания - самоотлучение (непричастность).
Всякое скверное, разрушительное дело, противное интересам общества и прогресса, работает на самоотлучение человека. Напротив, всякое хорошее, созидательное дело вознаграждает его причастностью эволюционному процессу.
Грядущему обществу не нужны будут ни смертная казнь, ни розга, ни лишение свободы. В грядущем обществе человек сам будет воздавать по делам своим. Верша суд над собой самим.
Каким образом? Это уже вопрос технический. Главное, что это будет именно так.

Вы не можете оставлять комментарии
Да, редко читаю твои статейки, но каждый раз поражаюсь мешанине в твоей голове.
Суть не в том, чтобы наказать человека, снаружи ли, изнутри ли.
Суть в том, чтобы защитить общество от его негативного воздействия.
В своё время было правильное определение: "мера социальной защиты", которая тогда часто бывала высшей.
В чем же, спрашивается, "мешанина"? Никто не спорит, что надо защищать общество. У меня была другая задача - 1) Показать основное направление эволюции наказаний и 2) Дать прогноз на будущее.
А основной тренд действительно заключается в возрастании степени опосредованности
Когда телегу ставят впереди лошади, - это и есть мешанина в голове.