Поделиться:

О Трех Мышлениях


Человек мыслит, стараясь отыскать причины окружающих его вещей и явлений. Человек познает мир. Но сами методы познания, как и формы самого мышления, не стоят на месте. С течением времени, по мере накопления людьми интеллектуального опыта, изменяется их представление об источниках происходящего. И изменяется оно не как-нибудь, а соответственно великой закономерности.
При анализе того, как развивается мышление людей в контексте постижения мира мы приходим к удивительно простому и гениальному открытию.

Человечество должно пройти 3. главных ступени миропонимания.
- На первой ступени миропонимания (которую называют религиозной) люди полагали ,что есть абсолютная внешняя сила - Бог, управляющий Природой извне.
- На второй ступени миропонимания (которую называют материалистической) люди сочли, что для объяснения Вселенной достаточно внутренних сил Природы.


Итак, сначала мышление человека для объяснения причинности явлений требовало двойственности, затем ограничилось единством. В этом - суть интеллектуальной эволюции, смысл перехода от религиозной трактовки к сегодняшнему материализму. Что, конечно, нельзя считать пределом развития. Почему? Да хотя бы потому, что при материальном детерминизме вопрос о первопричине-источнике остается таким же открытым, как и на предшествующем этапе.
Материализм не отвечает, да и не может ответить на основной онтологический вопрос «Откуда взялся наш мир?». Он лишь «тупо» констатирует факт его возникновения, говоря чеканной фразой «мир возник». Как ? Почему? Отчего? Из за чего? Каким образом? Что движет им?
Бессмысленно адресовать эти вопросы второй ступени миропонимания. Она бессильна перед ними. И не адекватна им. Чтобы расколоть «таинственный орех» требуется новый шаг в понимании взаимосвязей бытия.

- Сделаем еще один шаг вперед. И что же мы тогда увидим на третьей ступени, которую можно назвать постматериалистической?
Если первая ступень предполагала Бога и Природу, а вторая (современная)- отрицала традиционного Бога и оставляла только материальную Природу, то третья откажется и от того и от другого. Как так?
Нет ни Бога, ни Природы ? Нет вообще ничего – совершенная нейтральность, идеальный ноль ? А можно истолковать по-другому. Нет противопоставления Бога Природе, первого – последнему, причины – следствию, определяющего -определяемому. Нет никаких неравенств. Любые видимые неравенства – иллюзорны. Наконец, нет самого главного – «корня» всех неравенств - противопоставления частного целому. Как целое обладает частями, так и любая часть обладает целым – в этом суть последнего равновесия.

Мышление 1 (религиозное) разделяло Бога и Природу.
Мышление 2 разделяло Природу на части, полагая тем самым наличие внутреннего неравенства и вытекающей отсюда внутренней необходимости («непреложные законы материи»).
Для Мышления 3 нет ни первой, ни второй проблемы, ибо оно отрицает неравенство как таковое.
Не существует ни внешнего , ни внутреннего определения. Все природные законы относительны и в конечном счете- недействительны. Любые порядки производны, поскольку проистекают из отношения. Зато в каждом элементе Природы содержится совершенное начало самодостаточности. Каждая частица Вселенной выражает Целое.
Все подлежит "закону" всеобщего самоопределения.

Таким образом, впереди человечество ждет синергетическое мышление. Синергия – режим абсолютного самоопределения и самоорганизации – режим, при котором все элементы самодостаточны и, следовательно, наделены свободой выбора... Если бы человек будущего захотел прибегнуть к старинным понятиям, то он мог бы сказать "Бог во всем и в каждом". А если уточнить, то получится : « Бог собирается в Природе». Целое собирается из частей.

alt

Что же выходит?
Получается возврат к идее Абсолюта-Бога, но с обратной стороны. Человек прошлого видел в Абсолюте первопричину, а человек будущего сконцентрирует внимание на Абсолюте, как конечном следствии и конечной цели естественной эволюции мира. Кстати, отсюда тут же вытекает еще более потрясающее положение - тезис о том, что крайности относительны и, в действительности, конечное следствие равно первой причине.
Другими словами, Бог создает мир, а мир, в свою очередь, «созидает» Бога. Только «созидает» как ? В процессе восходящей эволюции, в которой каждой частице бытия предоставляется быть носительницей Божественного стремления - самодостаточности!

Обратите внимание. Мышление-3 не только провозглашает принцип всеобщей самодостаточности (синергии), распространяя его на весь сотворенный мир. Оно ясно показывает, что носителем самодостаточности является стремление развития – безусловное стремление, неизменно направленное в одну сторону. Между прочим, о нем свидетельствует «стрела» времени, несущего нас (вместе со всеми объектами) из прошлого в будущее, но никогда не поворачивающего в обратную сторону.

Кто не задумывался о причине однонаправленности времени? «Почему всегда вперед и никогда вспять?». А объяснение-то напрашивается само собой.
Направленное стремление – это то, что не просто связывает любую часть с единым, но и приравнивает ее к нему.
Не только у мира есть абсолютная цель. Мало того! Само существование мира обусловлено стремлением к этой абсолютной цели. Что не стремится, то и не существует в конечном счете.
Спросите, где доказательства? Пожалуйста, они у вас под носом. Нам отлично известно, что ни одна вещь не существует вне времени.

В этом смысле, Мышление-3 достигает решения высшей задачи. Оно синтезирует онтологию с телеологией, решая проблему поставленную еще Кантом: «Истинно существует то, что дОлжно», а дОлжным является лишь то, что стремится к абсолютной цели.


А вот это уже предел. Собственно, тут видна завершенная модель миропонимания, после которой других моделей уже не просматривается даже теоретически.
Завершенности бытия соответствует и завершенность познания. Постигая первую, мы неизбежно приходим и к последней.
Постигая бесконечное, принимаем конечное.
Синергетическое мышление (оно же – Мышление 3) – высшая и последняя ступень интеллектуальной эволюции Разума, которая адекватна полноте Завершенности и которой предстоит реализовать без исключения все задачи, какие Разум способен выдвинуть.

***

alt

Вы не можете оставлять комментарии