Поделиться:

"Матрица" зла и рецепт выхода из нее

alt

Почему в обществе столько зла и несправедливости? Кто не задавал этого вопроса в течение жизни хотя бы самому себе?
В самом деле, достаточно лишь заглянуть в книгу по истории (любого века, любой страны), чтобы стало понятно, что вся мировая история человечества – это история сплошных войн, насилия, агрессии, угнетения, соперничества, нескончаемой эксплуатации, жестокости, нетерпимости. А для того, чтобы окончательно убедиться в этом, можно сравнить все это с происходящим сегодня вокруг нас.
Другое дело, следует ли искать причину сего зла именно в обществе или…Может, все-таки, обратить внимание на тех существ, которые его составляют?

Что является определяющим, а что определяемым? Что первично, а что вторично?
Авторы марксистской философии имели на этот счет целую теорию. «базиса» и «надстройки», в которой под «базисом» подразумевается экономическое бытие, а к «надстройке» относятся все прочие институты социума.
Но отсюда закономерно рождается вопрос: а что появилось раньше – экономика или человек? И если человек , как биологическое существо, возник раньше, то почему же тогда он с присущим ему сознанием должен относится к «надстройке»? И не принадлежат ли сами экономические отношения к сфере социальных отношений в широком смысле?
Очевидно, что институт собственности возник гораздо позже живых организмов. Также очевидно, что именно живые организмы создали собственность, а не наоборот. Более того, именно живые организмы создали общество. Социальное возникло намного позднее биологического.
Все эти обстоятельства подводят к необходимости искать основу социального в природном.

Вывод: схема, придуманная Карлом Марксом, принципиально неверна.
Не в обществе надо искать «корень зла» и источник всех несовершенств.
Человек несовершенен. Он - носитель многих пороков, к числу которых относится жадность, зависть, гордыня, садизм и т.д. Несовершенство социального порядка оказывается лишь проекцией порочной природы самого homo sapiens, выносом всех недостатков этой природы в область общественных отношений. Человеческая природа - базис. Социальные отношения - надстройка. Кстати, к социальным отношениям в широком смысле можно отнести и экономические, имущественные, хозяйственные.
Впрочем, верно, что все экономические уклады, через которые проходила цивилизация, отмечены насилием и эксплуатацией людей. Так было в первобытной древности, когда процветало людоедство. Так было при рабовладении. Так было в ХХ веке. Так есть сегодня. Не в том дело. Основная причина зла - не в укладах, не в политических режимах и экономических системах. Все это - следствие. Основная причина зла - в самом устройстве человека, в его несовершенстве, психологии, в его пороках. Или, говоря по научному, в биологическом контуре homo sapiens.

А откуда проистекают все так называемые пороки? Многотысячелетняя история существования людского рода показывает, что у всех них один великий корень. И этот корень - эгоизм. Да. Он и именно он выступает тем "базисом", на котором испокон веков стоит здание общественного неравенства.
Чтобы уразуметь глубину этого базиса и "докопаться" до его генезиса заметим, что эгоизм присущ всем живым особям. И вообще, он является атрибутом биологического естества, в котором, как известно, действует закон борьбы за существование. Любой зверь - эгоист. Однако, тот же принцип продолжает действовать и в среде людей.
Подобно животным предкам, человек - существо эгоистичное. Это значит, что любому индивиду свойственно реализовывать свой личный интерес в ущерб другим, думать в первую очередь о себе, не думая о других. Вынося свой интерес на первый план, человек не останавливается перед желанием удовлетворить его за счет других людей. Причем, как и в биологии, сильные особи, разумеется, оказываются в выигрышной позиции по сравнению со слабыми. В природной среде естественный отбор приводит к истреблению и вымиранию слабейших. В человеческом сообществе он осложняется доминированием, т.е. подчинением и эксплуатацией слабейших. В ходе эволюции над эгоизмом отдельных людей надстраивается эгоизм целых социальных групп, общностей, корпораций. Так возникает неравенство сословий, классов, племен, государств. А вместе с появляющимся неравенством начинается и извечная борьба их друг с другом. Которая является продолжением все той же универсальной "борьбы за существование", которая, в свою очередь, вытекает из всеобщего закона эгоизма. Сущность этой борьбы была верно подмечена проницательным английским философом 17 в. Гоббсом, называвшим ее "борьбой всех против всех".
С этим связано ключевое противоречие социального бытия.
Ключевое противоречие человеческого социума на всех стадиях его развития заключается в антагонизме индивидуального и коллективного интереса. Или, говоря иными словами, в противостоянии интересов личности и общества.

Каждый хочет быть первым и никто не мечтает быть последним. Каждый мечтает иметь максимум благ и минимум издержек. И каждый готов удовлетворить свои запросы и потребности за счет другого, а если говорить еще точнее – за счет всех остальных. Это правило столь же справедливо для коллективных субъектов, как и для отдельных особей. Отдельные группы общества заняли доминирующие позиции, сосредоточили в своих руках власть и собственность под воздействием эгоистического инстинкта. Как неравенство, так и эксплуатация, появляющиеся в человеческом социуме , являются лишь следствиями этого базового инстинкта.
Отсюда становится понятным, что все попытки нарушить этот закон "базиса" манипуляциями в надстройке были, являются и будут тщетными. Любая революция в "надстройке" способна менять лишь положение элементов в иерархической системе, но способна устранить базового противоречия, являющегося источником борьбы, иерархии, эксплуатации большинства элитарным меньшинством, и всего того, что называется "социальной несправедливостью" - противоречия между частным и общим интересом. Ведь пока человеческая природа остается неизменной, т.е. эгоистичной, это противоречие никуда не денется. И как показывает многотысячелетняя история, ни одна политическая революция ( хоть олигархическая, хоть демократическая, хоть буржуазная, хоть социалистическая или иная ), не могла поколебать пирамидальной конструкции общества - той, в которой меньшинство господствует над большинством. Напротив, невзирая на войны и перевороты, во всех социальных формациях и при всех укладах, конструкция эта оставалась незыблемой. Во всех обществах и на всех этапах, начиная с первобытного, продолжали действовать насилие, неравенство и эксплуатация. Менялись лишь их внешние оболочки.

В ЧЕМ ОСНОВНОЙ ВЕЛИКИЙ ОБМАН КОММУНИСТОВ ?

alt


Почему ни одна политическая революция не могла и не может привести к установлению безиерархического порядка, основанного на настоящей свободе, равенстве, ненасилии и справедливости? Потому что она не могла и не может изменить эгоистичной человеческой природы, сидящей внутри каждого из нас. В этом –причина неуспехов всех утопических проектов обустройства человечества. Невозможно достичь идеальных отношений, оставляя неидеальным самого носителя этих отношений.
Формула проста. Раз вы неидеальны, то и все, что вы делаете будет неидеальным. Раз внутри вас сидит эгоизм, то и любой порядок, который вы построите будет эгоистическим со всеми вытекающими последствиями.
Бессмысленно уповать на то, что миллионы эгоистов, сосуществующих вместе, способны построить праведное общество. Наивно полагать, что порядок, который они создадут, будет проникнут заботой о добре и справедливости. Злые и агрессивные, хитрые и изворотливые, тщеславные и склонные к обману , они будут стремиться достигнуть своей выгоды любыми путями. Каждый за счет каждого и каждый в ущерб всем.
Вот почему коммунистический проект был величайшим обманом и абсурдом. Коммунисты мечтали построить сперва совершенное общество, которое должно было бы впоследствии изменить самого человека. Но ведь именно в человеке кроется несовершенство общества, а никак не наоборот. Человек жаждет неравенства. Общественный порядок является лишь удовлетворением этой жажды. Не общество навязывает людям несправедливость. Но люди сами делают общество несправедливым, потому что они несправедливы по природе.
Итог коммунистического эксперимента, совершенного в ХХ в. известен : и общество, и человек остались такими же, какими и были до этого. Все изменения, которые удалось произвести, касались лишь внешних форм. Содержание отношений между людьми осталось прежним – эгоистическим . А усилившийся разрыв между формой (ложной «оберткой») и истинным содержанием лишь придало этим отношениям большее лицемерие.

Итак, социальное неравенство и господство меньшинства над большинством имеют не политический, а куда более глубокий генезис. Мы видим, что, как насилие и борьба "всех против всех", социальное неравенство проистекает из все того же глубинного источника, имя которому - эгоизм. В свою очередь, источником самого эгоизма следует считать уже упомянутое противоречие между частным и общим.

Зададимся смелым вопросом: а есть ли вообще, хотя бы теоретический способ победить это глубинное противоречие? Является ли оно роковым или может быть преодолено когда-нибудь?

И вот тут-то мы натолкнемся на потрясающий, оптимистичный вывод.
Да. Это противоречие является настолько глубинным, что его нельзя победить при помощи изменений в социальной надстройке. Ибо оно лежит намного глубже социальной надстройки. Глубже политики и экономики, социологии и культуры. Оно лежит настолько глубоко, что коренится в самом фундаменте биологической жизни. В зверином «эго», которое присуще всем животным существам. А значит, его нельзя упразднить в рамках общества.
И тем не менее, оно может быть упразднено. Способ, при помощи которого может быть снято это великое противоречие, возможно, покажется фантастичным, но других попросту не просматривается.
Снять несоответствие частного общественному можно только одним способом - упразднив частное и общественное в классическом смысле этих понятий. Или, что то же самое – изменив саму природу человека, его «базис». Причем сутью изменения выступает ничто иное, как преодоление «звериного начала» в homo sapiens.


Это - рецепт сверхорганического трансгуманизма, предлагающего людям переход уже не к новому общественному порядку, а к новому эволюционному состоянию.

НОВОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ. ФОРМУЛА СПРАВЕДЛИВОСТИ.

alt
Коммунисты говорили : «Преобразуем общество, и тогда преобразится человек».
Рецепт сверхорганического трансгуманизма исходит из обратного : «Преобразуйся, человек, и тогда преобразится все человечество». Итак, преобразование должно исходить изнутри, а не извне.
Но каким же образом человек может преобразоваться?
Импульс к изменению должен исходить из его сознания. Для начала в нем должна родиться и созреть идея того, что он (отдельный человек) есть неотъемлемая часть мирового целого; что только единство с этим целым является гарантией его бытия. Осознание этой формулы должно запустить изыскание практических способов привести свое состояние в объективное соответствие с мировой целостностью. Заранее можно сказать, что, в сущности, тут виден один весьма радикальный способ достичь цели. Имя ему – единение.
Разумеется, в первую очередь, оно должно коснуться самих людей.

Где нет разницы между частным и общим? Только в совершенном единстве. А какой тип отношения элементов может удовлетворить этому условию? Только органический.

Мы знаем, что в обществе люди живут раздельно. Причем, в любом обществе.
«Я» – это «я», «ты»- это «ты», и как бы близки мы ни были друг другу (даже в рамках семьи), мы, тем не менее, остаемся разными существами со своими индивидуальными потребностями и интересами. Даже в одной семье существуют противоречия между ее членами, а следовательно – и конфликты. Часто не совпадают не только интересы отдельных людей, но даже их вкусы и пристрастия, и это также становится причиной столкновений, конфликтов, недопониманий, а порой и предательств. Жена конфликтует с мужем (который ей изменяет), муж конфликтует с женой, родители – с сыном и т.д. Муж тайком бегает к любовнице, жена тайно приглашает домой любовника, сын обманывает родителей. Узнав об измене, супруга встречает своего благоверного со скалкой, благоверный в истерике бьет ее по голове. Сотни мелких ссор заканчиваются крупными скандалами, а подчас –драмами или даже настоящими катастрофами.
Как же разорвать этот порочный круг обманов, склок, крупных и мелких предательств, пронизывающих общество?
Ответ: отказаться от самого формата «общество», который их порождает. То есть –отказаться от самого деления на «я» и «ты», «я» и «он», «он» и «она». Выход из матрицы порока возможен лишь в упразднении этого деления в пользу единства высшего порядка.
Где нет и не может быть расхождений между «мной» и «тобой» ? Только там, где «я» и «ты» - суть одно и то же. В прямом и буквальном смысле.

Возможно, этот рецепт покажется многим излишне радикальным. Так оно и есть. Он радикален. Но другого не просматривается.
Альтернативой обществу является такая система, при которой все индивидуумы оказываются включенными в некое подобие настоящего организма, т.е. соединенными прямым образом в неделимое целое. Прилагательное «неделимое» следует специально подчеркнуть. Ведь в противном случае речь шла бы только о собрании единиц, хотя бы и связанных друг с другом.
Рассматриваемое же соединение может состояться только посредством всецелой самоотдачи индивидуумов себя надличностному целому – назовем его условно сверхорганизмом (приставка «сверх» уместна потому, что сам по себе любой индивид уже является живым организмом). Одним из аспектов сверхорганического состояния является слияние многих личностей в единую Суперличность. Другим аспектом будет отречение от индивидуального эгоизма. Третьим аспектом – обретение того, что является прямой противоположностью эгоизму. Под ней имеется в виду ничто иное, как альтруизм служения.
Если все индивиды отдадут себя надиндивидуальному целому , между ними прекратится борьба, т.к. внутри единого организма не может быть борьбы элементов и разности интересов. Части единого тела не соперничают друг с другом. Все элементы служат общему делу.
Впрочем, подобное самоотречение не будет односторонним.
Здесь включится формула, вытекающая из «закона равновесия» : часть, отдавшая себя целому, получает ресурс целого. Как часть служит единому целому, так и единое целое служит всем частям, вошедшим в него.
В достигаемом таким образом равновесии и содержится то, что является пределом мечтаний всех социальных утопистов – истинная Справедливость.



Вы не можете оставлять комментарии