Поделиться:

Ценности эпохи Тройственного мышления

У каждой эпохи имеется свой культ и своя система ценностей. Каждый формат мышления выдвигает и исповедует свою идеологическую схему. И каждое поколение молится на свои идеалы, является верным служителем современных ему культов. Так было прежде и так есть теперь.
Попробуем же угадать что сделается главной идеологией Будущего humanitalis. Но для этого необходимо понять какому закону следует смена ценностных приоритетов homo sapiens на протяжении истории.

В религиозном мышлении место высшего ценностного ориентира принадлежало Богу.

В современном, материалистическом мышлении Нового Времени это место отводится человеку / человечеству / обществу / Разуму.
Итак, религиозное мышление было теоцентрическим, современное же мышление является антропоцентрическим, ориентированным на человека.

Вопрос: а кто (или что) будет высшим ценностным ориентиром в грядущую эпоху Тройственного Мышления?

Вопрос крайне любопытный, так как он взывает к необходимости отыскать некий третий вариант помимо Бога и человека.

Возможно, смена приоритетов подчиняется какой-то несложной универсальной последовательности? Быть может мы имеем дело с закономерным нисходящим трендом? Человек ниже Бога. Но сначала был культ Бога (теоцентризм) , затем пришел культ человека. Это случилось в Новое время. Ниже человека разумного на эволюционной лестнице может стоять только животное, еще ниже- неорганические тела. Неужели из этого мы должны сделать вывод, что основополагающим культом в эпоху Тройственного мышления может сделаться культ зверя, почитание бессознательных инстинктов биологического существа? Угроза движения в данном регрессивном направлении существует. И мы даже видим много признаков поступательного движения культуры именно в этом опасном направлении (как минимум с середины ХХ столетия). Прославление гедонистического образа жизни, пропаганда секса, распущенности, агрессивности, хищного эгоцентризма – отнюдь не случайная тенденция новейшего времени и косвенно указывают на данное глобальное движение . Развитие современных биотехнологий делает означенную угрозу еще более зримой в ситуации, когда прогресс технологий не подкрепляется соответствующим нравственным прогрессом.
Так же как Великая Французская революция 2 века назад додумалась до "культа Разума" и даже возвела на пьедестал «богиню разума», не менее масштабные эпохальные события будущего способны подвести общество к восторженному принятию "культа зверя".

alt

Заметим вновь, что движение к идее «зверя», к признанию приоритета звериного начала, очень логично и закономерно с точки зрения поступательной эволюции ценностных идеалов человечества.

К счастью, у всякой закономерности, какой бы естественной она не казалась, должна иметься и обратная сторона. И говоря о диалектической амбивалентности, не грех вспомнить, что в диалектике еще существует и другой великий закон - закон синтеза.
У "предпочтения зверя" есть лишь одна просматривающаяся положительная альтернатива. Она заключается в концепции соединения Божественного и человеческого начал - в концепции Богочеловека. Таким образом, на пороге эпохи Тройственного мышления общество оказывается перед развилкой, ведущей к двум прямо противоположным радикальным решениям: к культу животного - с одной стороны, и к теории самоопределяющегося Богочеловека - с другой. На одном полюсе – идеальное рабство (ибо подчинение слепым инстинктам – это рабство), на другом – идеальная свобода. Вероятно, принятие той или другой ценностной альтернативы будет зависеть от выбора каждой отдельной личности.

Попробуем взглянуть на проблему в еще более широком ракурсе.
Любой культ – это попытка отыскать главное среди вторичного. Но если вдуматься, само это разделение весьма искусственно и является продуктом несовершенства сознания homo sapiens. Или, что то же самое- архетипом незавершенного мышления. Последний также может быть назван архетипом «языческого мышления» в самом широком , всеобъемлющем смысле данного термина.
Все предшествующие общества нуждались в особых культах и предметах поклонения. Как всякий ребенок нуждается во взрослых авторитетах и вынужден жить «чужими мозгами», если говорить образно.. Но общество Тройственного мышления должно поставить вопрос иначе. Человечеству придется выбирать между культом или свободой.

Вы не можете оставлять комментарии