Поделиться:

Что имел в виду Тоффлер?

Около 40 лет назад появилась знаменитая работа американского социолога, философа и футуролога Элвина Тоффлера «Третья волна». В работе говорилось о конце индустриальной эпохи (современное индустриальное общество Тоффлер называл «обществом второй волны») и о закономерном переходе человечества к обществу нового сверхиндустриального типа – обществу «третьей волны». Я думаю, волновая метафора и вправду очень удачна. Многие явления в природе действительно развиваются волнообразно. За фазой апогея следует фаза спада, а за ней – начало новой волны.
Наше текущее местоположение приблизительно понятно.
Если Средние века были временем угасания «первой волны», пиком которой выступает Античная эпоха, то наше время приходится на этап угасания «второй волны». Недаром теперь часто говорят о «новом средневековье», хотя понятие «новое средневековье» не совсем верно. Дело тут вовсе не в средних веках, а лишь в том общем тренде, который роднит их с нашим временем. Бывают эпохи, когда нечто великое зарождается, а бывают эпохи, когда нечто великое заканчивается.
Мы – свидетели «заката» индустриального общества, возникшего в 18-19 веках и достигшего своего пика к середине 20 столетия – вот что следует из логики рассуждений Тоффлера. Но вот с прогнозом характера будущей «волны» у последнего не все обстоит гладко. Я полагаю, сегодня мы можем предложить более современную и более адекватную трактовку Тоффлеровой схемы.

Но начать бы я хотел с внесения концептуальной поправки. В начале всякого бытия стоит сознание, определяемое способом мышления. Революция в материальном бытии начинается именно с рождения нового формата мышления. Неудивительно, что первой и второй «волнам» Тоффлера соответствовали первый и второй форматы мышления, а именно- религиозный и материалистический (современный). Так что под наблюдаемым теперь «закатом» «общества второй волны» следует понимать «закат» эры материалистического мышления. Ведь именно эта схема мышления лежала в основе современного научного способа познания мира, которая в значительной степени обусловила развитие индустриальных технологий. Таким образом, с концом индустриального общества заканчивается современный формат сознания и мировосприятия, который во многом и определил характер привычного нам индустриального общества и без которого это общество вряд ли бы могло состояться.
С моей точки зрения то, что имел в виду А. Тоффлер под сверхиндустриальным "обществом Третьей Волны" есть ничто иное, как грядущее общество Тройственного мышления. Только, к сожалению, очертания будущего общества Тоффлер представлял достаточно смутно, во многом -наивно, а во-многом искаженно.
Сверхиндустриальное общество невозможно свести к технологии саморегулирующихся роботов и автоматизированных систем. Это будет прежде всего общество Нового Человека, наделенным иным типом сознания и иной логикой деятельности. Нового человека, наделенного Тройственным мышлением.
Заметим, что каждой волне соответствует свой определенный способ миропонимания. Так, человек Нового времени перешел от господства религиозного видения к господству научного. Это означает, что обществу следующей волны - обществу «тройственного мышления» соответствует уже иной, не научный, а сверхнаучный способ познания.

А технологии эпохи Тройственного мышления идут гораздо дальше всего того, о чем мог догадываться Тоффлер в 1970-е гг.
Тройственному мышлению в наибольшей мере соответствуют технологии преобразования самого человека. Но на первом плане стоят даже не материальные технологии, а знание и метод.
Тройственное мышление отрицает двойственность и тем самым постулирует отсутствие количественных ограничений, на признании которых строилось мышление материалистическое.
«Третья волна» откроет перед человечеством неисчерпаемые ресурсные источники, которые не вписываются в «закон сохранения энергии». Благодаря им человек сможет достигнуть невероятного могущества. Но и вынужден будет столкнуться с колоссальной ответственностью за свои поступки.

Вы не можете оставлять комментарии