Поделиться:

Генеральный закон Разума

Наука стремится к открытию незыблемых законов бытия. С тех пор, как Исаак Ньютон в XVII столетии вывел знаменитый «закон всемирного тяготения», человечеству стало совершенно очевидно, что вершителем вселенской реальности является не слепой случай, и не простой набор случайных ситуаций.
Социология претендует на то же, на что претендуют все науки: она стремится вывести незыблемые социологические законы, которые объясняли бы существование и функционирование такой сложной системы, как Общество.
Логично было предположить, что как и все природные системы, Разум подвержен своим особым закономерностям. Вероятно таких закономерностей может быть несколько или даже много, и их установлением упорно и с успехом занимаются исследователи-социологи по крайней мере с девятнадцатого века. Однако, еще естественнее было догадаться, что у Разума должен быть и есть единый высший закон, который управляет развитием человеческой цивилизации и всего, что связано с деятельностью человека во Вселенной.
В попытке найти и сформулировать его мыслители и ученые вынуждены были, между прочим, натолкнуться в ХХ в. на «теорию систем». И надо заметить, в данном случае направление идей было выбрано правильное.

Человек стремится упорядочить действительность, в которой он живет. Но что такое пресловутое стремление к порядку? Как можно верно определить, истолковать его? Это «борьба с энтропией»- говорят одни. Это «установление четких правил», - отвечают им другие.Это «и то, и другое»- не без основания утверждают третьи.
Я же хочу сказать: все гораздо проще. То что люди привыкли называть потребностью в порядке, влечением к порядку, на самом деле является ничем иным, как ориентацией на Целостность, она же- Единство, оно же –идеальная Простота.
Как еще можно расшифровать эти три слова, в сущности, указывающих на одно и то же?
Тут можно явить длинную цепочку тождеств, укрепляющих наше понимание этого величественного понятия.
ЦЕЛОЕ = ПОЛНОЕ = ЕДИНОЕ = ВСЕОБЩЕЕ.

В любом случае, ядром нашего понимания Целостности является представление о математической единице, как «основе основ», базовом положительном первоначале, от которого ведется отсчет.
Единица- первое и неделимое натуральное число в ряду чисел. Неслучайно поэтому неделимые элементы, не разлагаемые на части, иногда называют «единицами».
Всякая упорядоченность базируется на единстве, которое предстает антиподом разделения, двойственности, противоречивости. Между тем, главным способом обретения единства становится соединение одного с другим и всего со всем .
Систематизация и упорядочивание – приведение вещей из разрозненного и несвязного состояния к состоянию противоположному. Таким противоположным состоянием и является Целостность.
Ориентация на последнюю лежит в основе человеческого опыта, сознания и действия на протяжении многих тысячелетий. И это утверждение легко доказуемо.

1.Опыт стремится к целостности. Наиболее удачные решения- всегда те, которые ведут к соединению разных, прежде разделенных элементов.

2.Философия стремится к целостности.

3.Мышление человека стремится к целостности.

4.Вера и религии стремятся к целостности, единству. Вот почему развитие представлений о мире шло от политеизму, к единобожию, а от единобожия- к материализму. То есть по пути сокращения количества источников внешнего определения.

5.Накопление знаний идет прежде всего по линии обобщения и выведения на все более глобальные, всеохватывающие истины.От открытия частных фактов к законам Природы, а от них - к Абсолютному Закону.

6. Путь постижения Вселенной при помощи науки – движение к завершенной полноте.
К целостности стремится вся культура человечества, включая материальную культуру. Отдельными проявлениями этого процесса можно считать развитие массовой культуры, культурную глобализацию, унификацию и стандартизацию.
Объединение ведет к повышению уровня общности.
Сначала общества следуют разным правилам, различным нормам, исповедуют разные ценности. Позднее вводятся и постепенно принимаются всеми единые правила, единые нормы, единые ценности.
Сначала- изоляция (разных стран, народов, культур), потом- глобализация.

7.К целостности движется техносфера. Наглядное доказательство -переход локальных технических систем к глобальным (вроде Интернета). Сначала -отдельные вещи, затем- сети, затем- мировая сеть -так происходит технологическая глобализация, охватывающая сперва отдельные районы, а затем и весь Земной шар.
Новые изобретения возникают как продукты объединения, синтеза старых изобретений и их элементов. Одно добавляется к другому. Различные качества накладываются друг на друга, делаются неразрывными. Многое разное становится одним.
Так, повозка – это соединение ящика и колеса. Автомобиль- соединение повозки и двигателя, мобильный телефон –продукт синтеза принципов радио и телефона, и так далее.

8.Развитие способов коммуникации приближает к целостности. Письменность соединяет слово и материю, на которой слово написано. Фонограф соединяет звук и письмо. А цифровые технологии- соединяют цифру и слово.
В производстве после простых устройств возникают многофункциональные комбайны, после заводов и фабрик- огромные комбинаты.

9.К целостности идут и социальные системы, и устройство человеческого общества. На смену племенам приходят государства, на смену малым государствам- обширные империи, и, наконец, мировое политическое пространство, охватывающее все народы, страны и регионы планеты. После многополярных систем международного равновесия приходят двухполярные, потом - однополярные, а потом- бесполярные. После многих разрозненных племен и этносов приходят государства, после малых и средних государств –империи, после империй –сверхдержавы, после сверхдержав- единственная Всемирная Сверхдержава (США).

10.К целостности стремится мировая экономика. Отсюда- экономическая и финансовая глобализация, стирание таможенных и прочих границ, появление мировых валютных систем и универсальных правил обращения денег. Отсюда- ВТО и Мировой Банк, Международный валютный фонд и выделение главенствующей валюты.
Само изобретение денег, как универсального мерила ценности -тоже веха на пути движения Разума к целостности и универсальности в области торгового обмена и хозяйственных взаимодействий. Деньги универсальнее отдельного товара или вещи, бумажные деньги- универсальненее металлических, а электронные –универсальнее бумажных. Сфера применения денег значительно шире сферы применения отдельной вещи, а функция технологии- шире функции денег.
В этом смысле хронологическая последовательность 1) вещи 2) деньги 3) безличные (электронные) деньги представляется вполне естественной. Она отражает ориентацию на универсальность.


Ценность шире конкретной функции. Чистая возможность –шире материальной ценности. Сначала люди научились обмениваться полезными вещами, потом- продавать их за деньги, извлекая ценность, потом –торговать временем (кредит), которое есть носитель «чистой возможности».
Сначала банк, потом- Центробанк, потом- Мировой Банк.
Принцип торговли шире принципа натурального производства, страховой принцип шире собственно торговли.
Сначала были изобретены акции, потом появились дериваты, призванные служить инструментом страхования рисков.

11.Изменения в аналогичном направлении охватывают и правовые отношения, и юридические принципы, которые исповедует и по которым живет человечество. На смену сословному праву приходит бессословное с равенством всех перед законом, на смену государственному праву- международное и общечеловеческое. Исчезают привилегии, племенные и кастовые перегородки, возникает понятие общечеловеческих ценностей и базовых прав человека, появляются глобальные институты, которые надстраиваются над государственными и национальными, а позднее- вытесняют их.


12.Сама категория Справедливости адресует нас к Целостности. Ибо Справедливость там, где равенство (в правах и возможностях), а равенство – там, где целостность. Значит, движение к более справедливому порядку суть ничто иное, как движение коллективного Разума к целостности, то есть переход от Многого к Единому.

13.То же стоит сказать и о категории Порядка. Беспорядок наблюдается там, где есть неустойчивость и противоречия. Пестрый калейдоскоп несвязанных множеств – источник беспорядочности. Порядок воцаряется там, где утверждается целостность и единство.
Нецелостность порождает разделение и создает границы. Целостность устраняет разделение и побеждает границы. Поэтому и Свобода –от целостности. Разделение- закрепощает, накладывает условия, соединение- освобождает.

14. Эмансипация личности – процесс наращивания целостности, это движение к универсальной личности, которая не знает границ своим проявлениям, все может и во всем преуспевает. Справедливо правило: «чем выше уровень универсальности – тем больше сфера свободы». Ведь универсализация – это преодоление различий, границ, пределов. Пределов любого рода и типа- замечу я специально. Впрочем, основных типов тут можно выделить три.
1) Человек освобождается от природы, создавая оболочку обслуживающей его культуры- «второй природы». 2) Человек освобождается от другого человека, преодолевая рабство и закрепощение. 3) Человек освобождается от самого себя, переступая через собственные привычки, привязанности и пороки. Таковы три главных плоскости эмансипации homo sapiens.

Единение позволят избывать энтропию, избавляться от «подводных камней» хаоса, который, в сущности, может быть понят как пространство двойственности и противоречий. Возвышаясь, посредством Единения, над многочисленными повсюду рассеянными препятствиями хаоса, разумное существо идет вперед – к максимальному действию и максимальному результату.


Максимальное действие – это действие, обеспеченное максимальной степенью свободы, которая, в свою очередь, обеспечена целостностью. Максимальной всеобъемлющей целостностью, которая только возможна во Вселенной! В течение тысячелетий человечество стремится приблизиться к ней и совершает все новые шаги в означенном направлении. Это наблюдение позволяет с некоторой долей смелости заключить, что генеральной миссией Разума в мироздании является воссоединение всего того, что существует и имеется в нем. В этом –смысл и суть окончательного «максимального действия», которое когда-нибудь сможет в полной мере осуществить разумное существо, дошедшее до вершины своего могущества. А максимальным результатом его будет являться Абсолютное Единство (Целостность) общекосмического масштаба. Оно же – носитель абсолютного порядка, определенности, негэнтропии во Вселенной.

Итак, действительная ориентация Разума есть ориентация на абсолютную целостность всего (!). Ибо именно в такой целостности сознание человека находит ту желанную прочную непротиворечивость, которой оно способно удовлетвориться и которая отвечает как когнитивным, так духовным и практическим запросам Разума во всех сферах его бытия и деятельности. Такая целостность может быть названа завершенностью, идеальной окончательностью, абсолютным единством. Единство – идеальная цель и предел желаемого, венец определенности. За рубежом абсолютного единства не может быть уже ничего определенного, так как единица –минимальное из натуральных чисел. Двойка олицетворяет раздвоенность и противоречие, единица- снятие всех дилемм, противоречий. Единица тотальна по своей природе и являет собой высшую определенность, выступает своего рода «эталоном определенности», высочайшим пунктом централизации. Не забудем, что давно открытое философами основное призвание Разума- служить «мерой всех вещей» в максимальной мере отвечает этому качеству. Вот почему в единстве следует видеть и предел самого Разума. То что лежит далее, «за единицей», за определенностью - уже и за Разумом, который оперирует относительными категориями. Математическая единица – крайняя из них и поэтому на ее достижение направлены усилия человеческого ума. Она знаменует начало и конец ( смотря с какой стороны смотреть), эпицентр и полноту, первый источник и последнее следствие.


Впрочем, если говорить по правде, и сам человек, несмотря на все его качества, есть продукт стремления уже самой Природы к целостности. Ведь если судить хотя бы по биологическому критерию, он тоже появился в результате соединения органических элементов. В сущности, чистая «теория систем» должна называться «теорией целостности», т.к. именно она выступает системообразующим фактором в мироздании. В этом смысле, «притяжение» к целостности подобно всемирной гравитации, и резонно предположить, что и сама физическая гравитация суть ничто иное, как один из аспектов данного всеобщего «притяжения».

Вы не можете оставлять комментарии
Отличная работа! Хоть я и антинаучного склада ума - прочел до конца.