Поделиться:

"Закат" материализма

Говорят, что люди приходят к новым открытиям методом проб и ошибок. Однако и приходят они к ним для того, чтобы рано или поздно пересмотреть, переосмыслить,а может быть - и отвергнуть. В конце концов, как следует из исследований выдающегося мыслителя ХХ века Томаса Сэмюэла Куна (1922-1996)- автора знаменитой работы "Структура научных революций" (1962), вечных несменяемых парадигм человечество еще не имело. И эта истина применима не только к науке, а ко всем аспектам человеческого познания, включая религию и философию, а также к познавательному опыту, рассматриваемому целиком. Она представляется актуальной и для современного этапа цивилизации.

Материализм- важная веха в многовековом интеллектуальном прогрессе Разума. Это трудно отрицать. С эпохой материализма связано бесчисленное множество выдающихся открытий, прозрений, рациональных выводов, гениальных критических опровержений, догадок, поисков, сомнений в естественных и гуманитарных областях, а также в культуре. Значение ее трудно переоценить. Оно колоссально. При этом едва ли стоит думать, что сложившаяся несколько столетий назад и ставшая общепризнанной материалистическая парадигма способна исчерпать познание мира и раскрыть все законы, им управляющие. Как раз наоборот. Она не только не может дать ответы на все вопросы. Она смогла и не может дать ответа на главные вопросы космогонии и космологии: откуда и почему появился мир? Почему он таков и именно таков? Что такое материя и информация? Что заставляет их изменяться, принимать все новые формы?
Лишь невнимательный наблюдатель может не замечать того, что сегодня мир стремительно несется к кризису онтологии материализма.Первые признаки его наметились еще более ста лет назад, в то самое время, когда на авансцену вышли две революционные теории, оказавшие решающее значение на развитие науки ХХ века- знаменитая "Теория Относительности" Эйнштейна и "квантовая теория", созданная Максом Планком. Подчеркну, что открытие и признание квантов явилось огромным шагом в бездну неопределенности, которая с этих пор лишь разрасталась и углублялась.Новейшие открытия уже с треском проваливаются в нее.
Но интересен даже не столько сам надвигающийся кризис материалистических воззрений, на котором базируется вся современная привычная нам "картина мира" (кризис, в котором, по сути, мы уже находимся) , сколько та "картина мира", которая грядет им на смену. И мы в общих чертах, не теряясь в догадках, можем сказать, какой будет эта новая парадигма, что будет ее сердцевиной или эпицентром.

Придет парадигма, связанная с пониманием устройства Первоосновы.
А Первооснова до-материальна, ибо до-отношенна, тогда как мир материи есть прежде всего пространство отношений и структур, обладающих такими атрибутивными свойствами, как конечность, дискретность, форма, изменение, относительность и т.д.
Первооснова стоит до материи и едина, а материя и весь вещественно-форменный мир - продукт разделения. Все исходит из единого первоначала, которое, разделяясь, продуцирует ту реальность, которая формулируется отношениями.

Важно заметить, что категория Первоосновы закономерно и неминуемо выводит нас на познание высшего начала Вселенной- Абсолюта и на построение такой терминальной онтологической теории, как Теория Абсолютности.Которая естественным образом обоснует все наблюдаемые феномены релятивизма и укажет им место в контексте модели "следующего поколения" - надрелятивной модели мироздания.Логика тут предельно проста. Если есть вселенский безотносительный Абсолют, все относительное может быть лишь вторичным и производным, и лишь отталкиваться от него и поглощаться им, как частное поглощается целым.

Однако, предстоящая революция в представлениях о законах бытия не ограничивается внесением в онтологическую модель, такого звена, как Абсолют. Следствия этого введения не менее грандиозны, чем сам факт.
Второе. Отвержение материалистического мировоззрения повлечет отмену или радикальный пересмотр многих известных постулатов и закономерностей, которые ныне считаются несомненными и непреложными.Причем, это касается не каких-то частных деталей, а едва-ли не самых базовых "истин" научной онтологии Нового Времени, и даже- не побоюсь сказать -самих ее устоев. И главным кандидатом на капитуляцию становится фундаментальный принцип материалистической картины мира - принцип детерминизма. Предстоящий "крах" его представляется особенно важным со всех точек зрения, ибо он равносилен отмене целиком "теории причинности" в привычном традиционном понимании.В том понимании, которое, выходя из недр человеческой логики, существовало в течение многих тысячелетий и с некоторых пор сделалось "фундаментом" рационального подхода..
Детерминизм (определение одного другим)- неотъемлемый закон царства отношений. Но если царство отношений -вторично, то и сам детерминизм должен оказываться вторичным, призрачным, относительным. Первооснова безотносительна, а значит находится вне детерминизма и несет отнюдь не необходимость, а "чистую возможность" любых вариантов. Представление о, том, что все вещи мира во все секунды их существования направляются непоколебимой "железной" необходимостью, из которой, в свою очередь, проистекают так называемые "законы природы", в корне неверно. Вот уже не один век оно казалось незыблемой истиной, а на деле предстает величайшим заблуждением рациональной научной мысли. Вселенная- это не пространство "железного" детерминизма, не "темница" вечного предопределения, в которой якобы властвует объективная "случайная необходимость" / "необходимая случайность", столь же слепая, как и непреклонная. Само словосочетание "случайная необходимость" уже несет в себе отпечаток нонсенса: тут уж, как говорится, хочется возразить материалистам - выбирайте: либо случайность, либо необходимость ; либо возможность чего угодно, либо предопределение, а не то и другое " в одном флаконе".Случайность не может являться необходимостью по факту, а объективное предопределение не может быть "слепым", т.е. бесцельным. По крайней мере, с точки зрения обычной формальной логики.Если в природе есть причинно-следственная закономерность, проявляющая себя во времени, то у нее имеется направление- вектор. А он, в свою очередь, придает процессу изменений телеологический характер.Если у космического времени есть вектор (а он, бесспорно, есть), то оно стремится к некой цели, а следовательно, все события времени, все его содержание никак не может представлять набор "слепых" индифферентных случайностей.
Теория Абсолютности подталкивает к здравому решению этой великой дилемы посредством введения одной простой, хотя и колоссальной формлулы, снимающей заявленное противоречие между безграничной возможностью и мировой необходимостью.Примирить оба крайние понятия можно введением в схему третьего звена, которое соединяет их. Вселенная- это пространство свободы, причем свободы развивающейся.Развитие Вселенной- это процесс наращивания внутренней свободы у материальных систем в протиивовес воздействующей на них внешней необходимости Развитие мира во времени- есть процесс освобождения или постепенного возобладания свободы (которая имеет абсолютное значение) над подавляемым детерминизмом, который имеет значение относительное. А следовательно, должен считаться конечным, преходящим, как всякая частность, ограниченная пределами.Таким образом, вся так называемая "теория причинности" оказывается великим миражом разума.
Третье. Если нет детерминизма, то нет и "непреложных" "законов природы", через которых якобы нельзя перешагнуть.Никаких. Ни физических, ни химических, ни биологических, ни психических, ни социологических, ни прочих, каких бы то ни было еще. Эти "законы"- суть не более, чем относительные закономерности, помещенные в открытую сферу "чистой возможности". Частные случаи внутри бесконечного. Сие положение относится и к любым принципам организации материи, и к материи как таковой. Никаких окончательных условий, преград нет. Через любые материальные преграды возможно переступить.В том числе, теоретически можно переступить и через саму материю.Ее проблематичность и так уже довольно видна в свете известных квантовых парадоксов, заставляющих изумляться современных ученых, не говоря уже о менее просвещенной публике. Но сами эти "парадоксы" также имеют рациональное объяснение. "Загадочная" природа квантов и квантования находится в связи со свойствами безотносительной Первоосновы, если не сказать больше- напрямую исходит из данных свойств.Собственно, есть масса оснований считать, что квантовая "единица" и может быть понимаема как "ярлык" Первоосновы. Как ссылка на источник беспредельной "чистой возможности" в мире предельного. Время относительно потому что конечно, и конечно потому что относительно. Аналогичный тезис применим и для материи. Материальность относительна и конечна, и "упирается" в то, что предшествует материальности, равно как и времени- в монистическую Первооснову.То есть- в утверждение "чистой возможности".
Пространство "чистой возможности", впрочем, допускает внутри себя и необходимость, но только допускает, а не ставит ее во главу угла. Потому что "чистая возможность" безусловна и обладает исключительно положительным, утверждающим значением. Она все допускает и ничего не исключает. Поэтому необходимость (детерминизм) одновременно и разрешается и погашается свободой, развивающейся внутри усложняющихся эволюционирующих систем.
Четвертое. Из рассмотренного выше становится ясно, что материалистический монизм (концепция, доминирующая в современной науке) так же ложен, как диалектический материализм. Обе указанные концепции не способны примирить содержащиеся в них внутренние противоречия. В силу относительной природы материя не самодостаточна и не объясняет возникновение и существование самой себя. Она требует предположения внешнего источника, который порождал бы материю и при этом, в отличие от самой материи, был бы априорным, а значит - безотносительным. Но и противопоставление всей материальной реальности данному источнику, их окончательное разведение предполагаемой непроницаемой границей, выглядит крайне бесперспективным, если не сказать - абсурдным. Важный аргумент в пользу сего тезиса- наши знания о Большом Взрыве и расширении Вселенной, начавшемся в одной точке. Трудно отрицать прямую и неразрывную связь между ней и последующими состояниями Вселенной. Продолжение -не начало, между ними огромная разница. Но продолжение не отделено от начала. Отношения не могут мыслится вне единства, как части немыслимы вне целого, которое, разделяясь, и порождает эти отношения..Упразднить возникающие нестыковки и противоречия способна лишь тройственная конструкция, уравновешивающая крайности и приводящая конструкцию к подлинному единству.Очевидно, на ней-то и будет базироваться Теория Абсолютности.

Вы не можете оставлять комментарии