Поделиться:

Что выше Бытия?

Представление о БЫТИИ или НЕБЫТИИ является опорным пунктом человеческого сознания.
Альтернатива проста. «Либо нечто существует, либо этого нет»- эта нехитрая дихотомия прочно удерживается в сознании homo sapiens на протяжении десятков тысяч лет. На данной простой бинарной схеме основано повседневное мышление и вся практическая деятельность цивилизации, а также все науки и роды профессий, включая, между прочим, юридическую практику и криминологию.

Однако, настоящему философу крайне трудно удержаться от задания каверзного вопроса: «А возможно ли в Природе, хотя бы теоретически, какое-нибудь ТРЕТЬЕ СОСТОЯНИЕ, помимо пресловутых «бытия» и «небытия»?»
И самое чудное и парадоксальное в том и состоит, что ответ на него придется дать положительный.

Подвоха никакого здесь не имеется.
Дело в том, что согласно «закону триадного единства» (или, сокращенно «закон триады») группировки качеств в Природе не допускают исчерпывания «двоицей». Иначе говоря, конструкция мироздания не признает «двоицу» за самодостаточную систему. Двойственные структуры всегда будут внутренне противоречивы, конфликтны. Полярность не позволяет реализоваться завершенности. В то же время, при внимательном и непредвзятом рассмотрении взору исследователя неизбежно открывается величественная истина, согласно которой любое настоящее «единство» системного уровня зиждется на тройственности. Поэтому минимальным допустимым самодостаточным числом является число 3- носитель структурного единства и системной целостности.

Главное- определить и четко сформулировать основную причину рациональных заблуждений.
Полярная система координат, выстраиваемая и поддерживаемая человеческим мышлением, во многом является искусственной. Она является заложницей той обманчивой дуалистической реальности, которая существует по канонам противоречия, раздвоенности, нецельности, нескончаемого перехода от одного к другому. Отсюда –бесконечное движение в «реке времени», которая сама обусловлена наличием высшей полярности, стоящей за эволюцией систем мироздания.


По большому счету, цепь событий, которые мы видим в этой реальности – это безостановочное превращение одних состояний в другие, т.е, с точки зрения строгой формальной логики- переход от «небытия» к «бытию», и обратно, в полном согласии с критической формулой Гераклита «ничто не прочно в этом мире». Каждый процесс, вещь, явление где-то начинаются, где-то и заканчиваются, т.е в строгом смысле- прекращают быть. Причем, то что Гераклит называл «вечным движением» на самом деле выступает закономерным следствием дуалистического парадокса.
В видимой реальности, на которую наложена печать дуализма, и «бытие» и «небытие» являются относительными.

После долгого введения в суть проблемы вернемся, однако, к основному интригующему вопросу, поставленному в начале.
Может ли существовать «третье состояние», кроме названных?
По-сути, я аргументировано и ясно ответил на него.
Да, оно может, и даже должно существовать. Скорее, трудно представить обратное, хотя составить правильное и точное исчерпывающее представление о «третьем состоянии» также будет нелегко.

Предлагаю оттолкнуться от элементарного, или, точнее- от кажущегося таковым. Замечу, что последняя поправка очень важна, ибо обязана избавить нас от излишних иллюзий насчет мнимой «арифметической простоты» вопроса.
Поскольку формальная логика гласит, что нет ничего более простого и «пустого», не требующего дальнейших разъяснений и характеристик, чем Небытие, то
Условимся считать Небытие состоянием №1,
а Бытие –состоянием №2.

Второе как бы отталкивается от первого. Когда мы говорим о БЫТИИ, имеется в виду, что речь идет уже о Не-Небытии.
Когда мы говорим о СВЕРХБЫТИИ (так я решил поименовать исследуемое «третье состояние», дабы не создавать лишних терминологических затруднений введением новых малопонятных слов), соответственно подразумевается состояние, которое преодолело планку категории Бытия и лежит «выше» ее. Сверхбытие –уже не Бытие, а нечто большее, чем оно само.

Диалектическая формула, конечно, внешне довольно проста. Как третье, высшее и заключительное состояние категориальной триады Сверхбытие должно нести свойства синтеза Бытия и Небытия –двух предыдущих знакомых состояний, которыми хронически испокон веков оперирует формальная логика. С другой стороны, оно должно являться как будто возвращением к Небытию на новом уровне –принцип «повторения первого в третьем». При этом известное старое повторяется в принципиально новом контексте. С третьей стороны, в этом обращении, Сверхбытие, все-таки опирается на несущий базис Бытия, т.е. заимствует его основные свойства, давая им высшее значение и высшую интерпретацию.
Как можно представить подобное экстравагантное сочетание качеств? «Нечто есть и не есть одновременно». Оно сразу «существует и не существует», «присутствует и отсутствует».
Но такой «фокус» освещает нам лишь одну из граней правды. Если бы я ограничился такой тривиальной формулировкой, то она была бы не более, чем красивая игра слов -игра, к которой с энтузиазмом не раз прибегали философы прошлого.
Главный акцент нужно сделать на другом. Как третий элемент и венчающее звено триады, Сверхбытие оказывается свободным от недостатков и противоречий дуалистической реальности, одним из аспектов которой является бинарное представление о Бытии и Небытии. Проще говоря, оно привержено сфере реальности монистической, которая связана с Абсолютным состоянием. При этом Бытие и Небытие выступают двумя сторонами одной и той же «медали». Но вопреки всем расхожим типичным мнениям о медалях, вселенская «медаль» имеет и еще одну- третью сторону, которая остается незримой до тех пор, пока конструкция не разворачивается целиком и не предстает перед наблюдателем во всей совершенной целостности...

Вы не можете оставлять комментарии