Поделиться:

Преодолеть диалектику

Известно, что последовательность изменений в Природе определяется, в том числе- диалектическими законами. В среде некоторых философов и ученых (реже) даже принята та точка зрения, что они являются генеральными законами развития, определяющими ход эволюции всего сущего. Исходя из диалектических законов, характер каждой стадии, в конечном счете, определяется качественным содержанием предшествующих стадий. Алгоритм изменений выглядит как процесс последовательного накопления (аккумуляции) качеств. В связи с этим, смена фактов, событий, качеств представляется закономерно-предопределенной, изначально запрограммированной. Над всем как бы царит фактор фатальности.


«От действия диалектического закона нельзя уклониться, нельзя избежать»- так гласит популярная в философии догма, в которой, фактически сформулирован принцип всеобщего предопределения.
Насколько же она справедлива?- хороший вопрос. Так ли уж всеобщи и фатальны выше означенные законы? И каково их подлинное значение , а также место во Вселенной?
Попробуем провести маленькое исследование.

Первое, с чего мы должны начать, это с выяснения того, чем же на деле являются так называемые ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ?


Выяснение этимологии или первоначального происхождения термина здесь не составляет главной цели. Поэтому мы не будем углубляться в дебри Древности, к архаичным временам Сократа и Платона.
В трактовке, сложившейся к Новому времени, диалектика интерпретируется как учение о силах дуализма, действующих во Вселенной, или если еще проще- наука о дуализме, двойственности, полярности.
Итак, выясняется, что полярность – базовый принцип, на котором держится наша изменчивая, динамичная реальность, заявленная в пространстве, времени и материи.


При этом в контексте ОБЩЕЙ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ полярность выступает источником, причиной отношения, ограниченности, предельности, конечности, локализации, определенности. Иными словами, диалектические законы (они же- дуалистические) артикулируют отношение, заявленное в определенности, т.е. предельности. Ибо отношению подлежат лишь сравнимые сущности. Именно поэтому метод диалектики так удобен для сравнения, сопоставления, сличения качеств, а двоичный код («двоичная цифра») представляет собой простейший практичный метод записи информации, используемый техникой.

Основной постулат диалектики: «Все предельно». Как раз отталкиваясь от предельных величин, мы приходим к возможности провести отношение, сравнить конечное нечто на фоне другого (любого конечного) нечто. Две предельные величины можно сравнить друг с другом, и через это сравнение- определить качество каждой из них. Чего не скажешь о величинах непредельных.


Определенность появляется там, где появляется ограниченность.
Однако, если «все предельно», то как же быть с самой предельностью? Если быть последовательными, нужно признать, что феноменальным свойством дуалистического закона должно являться свойство самоисчепания.

Дуализм задает предельность самого себя, артикулирует собственные границы, и тем самым указывает на собственную относительность, заведомую не-абсолютность.

Предельное не может быть абсолютным. А значит любые пределы, в которые мы упираемся и с которыми сталкиваемся в объективной реальности, в конечном счете, относительны, иллюзорны. Они меняют свое значение при изменении угла зрения на них. Они могут «искривляться», отступать, отодвигаться, размываться. Наконец, они могут полностью исчезать, прекращать существование в тот момент, который соответствует точке выхода за барьер дуалистической реальности.
Получается, законы диалектики относительны? «Власть» предопределения иллюзорна? Да.


С точки зрения, Общей Дуалистической Теории (Общей Теории Дуализма) дуализм играет роль генерального структурообразующего принципа Природы. Но из этого совершенно не значит, что Общую Дуалистическую Теорию мы должны считать истиной в последней инстанции, не имеющей после себя других, высших истин, указывающих на существование законов, преодолевающих те фундаментальные законы, которые постулируются Общей Дуалистической Теорией.

Зададимся вопросом: а поддается ли диалектический метод отрицанию?
Ответ будет положительным. И в пользу этого решение будет приведен бесспорный, «железный» аргумент.
В любом случае, если к обоснованию каждого метода применимы условия, постулируемые данным методом, то
в согласии с канонической диалектической схемой, диалектическое учение- «учение о дуализме», взятое в качестве утверждения (тезиса), также предусматривает наличие антитезиса, не только преодолевающего его свойства, но и снимающего, отменяющего его базовые противоречия и ограничения. И выходящего на более общий, высокий принцип, нежели принцип полярности.
В какой же «степи» стоит искать этот выше стоящий принцип? В какую сторону нужно двигаться, чтобы дойти до него?

На шкале системообразующих математических категорий с одной стороны от дуализма мы «упираемся» в Единство (монизм), с противоположной стороны- попадаем во Множественность (n). В действительности же, обе категории являют собой две стороны «одной медали». Неопределенное множество может быть охвачено условным контуром Единого, а Единое- включать в себя неопределенное множество составных элементов.
Но в данном конкретном случае речь идет не о механическом сочетании, а о «примирении» Единого со Многим, исключающем дуализм, то есть упраздняющим ограничение в отношениях Единого и Множественного, или выражаясь языком все той же диалектики- о снятии нетождества.

alt
Может ли Единое быть равным Многому? В дуалистической реальности это категорически невозможно и, казалось бы, противоречит здравому смыслу. Запрет – это противоречие. Ни один математик не позволит себе сказать, скажем, что 1 = 104, 2=3, 3=10, применяя сказанное к числам как таковым. Такое высказывание запрещается и будет считаться заведомо неверным.


Однако, в монистической (абсолютной) реальности, на которую не распространяются принципы Общей Дуалистической Теории, такого противоречия попросту не существует, ибо в ней не действуют вообще никакие противоречия, принуждающие к необходимости и ограничивающие свободу возможного. Напротив, положительная свобода возможного является высшим безусловным правилом. Условия монистической реальности принципиально отличаются от условий известной нам реальности, подверженной дуалистическим законам. Но именно к этим условием, как ни парадоксально, и направлено восходящее движение бытия.

В финале изложения я хочу подчеркнуть, что законы диалектики с их предопределяющей сутью не только являются относительными. Они не только преодолеваются теоретически, но и должны преодолеваться, торжественно отменяться в ходе развития. Способность преодолевать их – гарантия подлинной свободы, к которой стремится сущее в Природе.

Вы не можете оставлять комментарии