Поделиться:

То, о чем не рассказал Кант .

В 18 веке немецкий философ Иммануил Кант определил границы человеческого сознания и то место, которое они занимают в Природе, разделив воспринимаемые рассудком сущности на априорные и апостериорные.
Причем, к области апостериорного (по латыни - . a posteriori означает «из последующего») было отнесено все то, что мы постигаем из опыта и в процессе опыта.
Легко заметить, что таким образом, люди постигают большинство разнообразных явлений бытия, за исключением того, что по мнению И.Канта, дается их разуму априори. К примеру, опытным путем и через сопоставление многих фактов человечество дошло до открытия шарообразности Земли, структуры тела млекопитающих и головного мозга, установления закона «естественного отбора», обнаружения атомов, электронов, квантов, сумело рассчитать радиус, массу Солнца и Луны, обнаружить и рассмотреть в телескоп далекие планеты, галактики и туманности и вычислить расстояние до них, распознать под микроскопом мельчайшие бактерии и инфузории, выявить и выделить многочисленные химические элементы, ныне входящие в таблицу Менделеева, установить социологические закономерности, реставрировать облик древних исчезнувших цивилизаций и т.д. и т.п. Все, чем располагает современная наука, добыто эмпирическим путем и обязано своим наличием многовековой опытной работе многих поколений людей.
Что же тогда относится к области априорного?
К ней принадлежит знание, получаемое до и прежде опытна, а вернее сказать- даваемое субъекту изначально по факту его рождения.


Со времен Канта и его учеников принято считать, что к априорным формам относятся такие объективные физические данности, как пространство и время, а также формы человеческого мышления и восприятия. В самом деле, обнаружение этих исходных данностей не только не нуждается в кропотливой работе анализирующего ума. Они настолько самоочевидны, тотальны и фундаментальны, что просто абстрагироваться от них мы не можем, как не можем абстрагироваться от самих себя, от собственной телесности и т.д.
Априорное шире апостериорного. Зона апостериорных сущностей и феноменов, соответствующих возможности разумного восприятия, находится внутри рамок априорного бытия. Ведь все наблюдаемое- звезды, планеты, туманности, атомы, молекулы, люди, животные, растения, минералы, здания, любые вещи, процессы и объективные закономерности, к мысли о которых мы приходим в ходе прямого соприкосновения или опытного исследования, присутствуют в пространстве и времени, а также объемлются рассудком. В свою очередь, все что имеется вне априорного, не артикулируется рассудком и практически непостижимо. Кант называл этот допускаемый, но невоспринимаемый третий уровень уровнем Трансцендентного (от латинского transcendens — переступающий, превосходящий, транспредельный).

alt
Даже теперь, в 21 веке, приходится с восхищением признавать, что классификация, данная более 2 столетий назад Кантом отмечена бесспорной величественностью и основательностью, сохраняя актуальность по сие время.
И все же, Разум, стремящийся к полноте познания мира, не может устоять от попытки сделать следующий шаг и поинтересоваться: а что же стоит за данными признаваемыми уровнями явлений? Какой принцип их обуславливает, конструирует? И, наконец, каким образом они сопряжены между собой в проекции означенного принципа?

ТРИ УРОВНЯ БЫТИЯ.

alt

Начнем с наиболее очевидного.
«Апостериорное – Априорное- Трансцендентное» - суть три пункта триады. Это первое, на что обращает внимание простое перечисление.
Второе, что бросается в глаза – это то, что два из трех пунктов рассматриваемой триады соотносятся с зоной разумного восприятия, тогда как третий пункт (Трансцендентное) лежит вне этой зоны, но подразумевается как высшая бесспорная аксиома.
К тому же, если мы примем к сведенью тот великий закон, что дуализм (двоица) не способен производить системной целостности, тогда как, напротив, именно триада является ее утверждающим носителем, то обязаны будем признать существование третьего звена без всяких оговорок, делающихся совершенно излишними. В этом смысле фигуру триады (геометрический треугольник) можно интерпретировать как замечательный априорный намек на существование Трансцендентного, подаренный нам геометрией и базовыми началами математики.
Но если уж отталкиваться от математики, то как никогда уместно вспомнить о триаде математических категорий: «Единство – Дуализм – Множество» - о великом отношенном принципе, положенным в основание структур и систем мироздания. На что намекает он, в связи с выше сказанным?
1. В основе всего присутствует единство – утверждает философия и практически все философские системы так или иначе открыто или по умолчанию признают это правило за великую аксиому.
В начале всего (в т.ч. в начале нашего мира) было единство, из которого все исходит и к которому все сходится.
Наш мир един, каким бы огромным, многообразным, пестрым и разносторонним он не представлялся.
2. Однако, чтобы произошло многообразие, надо было, чтобы сперва возникло отношение.
Первичное Абсолютное Единство лежит вне всяких отношений, а значит - вне относительности и вне какой бы то ни было структуры. Оно монолитно, внеструктурно, самодостаточно, абсолютно, и потому- неизмеримо.
Любое измерение происходит от отношения (структуры), а оно, в свою очередь, базируется на принципе дуализма (разделения).
Полярное отношение является своего рода активным посредником между Единым и Множественным, промежуточным пунктом между монизмом незримой Первоосновы и переливающейся дифференциацией видимой реальности, эволюционное становление которой идет по линии времени.


ДУАЛИЗМ КАК ИСТОЧНИК НЕОБХОДИМОСТИ.
АПРИОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ЦАРСТВО ДУАЛИЗМА.

Там где появляются полюса (крайности), там утверждается ограниченность отрезка, потому что двух границ (краев) достаточно для создания внутреннего предела. Его, однако, не удается задать одной точкой. С другой стороны, через одну точку мы можем провести любое число прямых линий, которые могут проходить через нее под любыми углами. Но через две точки в пространстве реально начертить лишь единственную линию, и в этом следует видеть геометрическое воплощение диктата необходимости.
Дуализм структурирует существующую реальность, придает ей размер, протяжение, свойства количесвенности. Наш рассудок (который Кант считал сущностью, данной априори), тоже основан на дуалистическом фундаменте. В контексте мышления мы всегда так или иначе различаем одно от другого, делим цепь событий на причины и следствия, анализируем, то есть раскладываем мылимое на противоположные или отличаемые друг от друга части. В основе всякого измерения, градации, сравнения лежит механизм поляризации, т.е. дуализма.
На этом же механизме, от которого не в силах абстрагироваться наша логика, построено противопоставление большого- малому, частного общему, частичного- целому, неполного- полному. Отсюда же, как уже сказано, происходит всякая ограниченность, предельность, конечность, иерархия, исчерпаемость, необходимость, с отсутствием которых, опять-таки, логика человеческая не мирится.

ВЫВОД: То, что И.Кант считал априорными категориями, относя к ним пространство, время, наряду с формами человеческого мышления, есть дуалистические категории, которыми оформлена и оконтурена вселенская реальность и через призму которых мы способны ощущать, осознавать, воспринимать ее.
Дуалистический фундамент объективной реальности просматривается неплохо. Он должен быть хорошо виден каждому внимательному наблюдателю, имеющему способности к теоретическим обобщениям.
Двигаясь во времени мы отталкиваемся от одного пункта, чтобы придти к другому. Неумолимо перемещаясь вместе со всеми предметами и системами по линии времени, мы также непрерывно переносимся из прошлого в будущее.

Стрела времени- лучшее и наглядное выражение эволюционной необходимости, воплощенной в программе эволюции систем мироздания. Струящаяся последовательность событий кажется нам необходимой, предопределенной, фатальной. «Прошлое невозможно изменить» - часто говорит человек, будучи убежден в том, что эта истина является неоспоримой аксиомой и не подлежит сомнению. А поскольку каждый момент эволюционного времени (даже будущий относительно нас) рано или поздно становится прошлым, в контексте нашего рассудка предопределенной и запрограммированной представляется вся цепочка фактов и событий, в которых предстает история мироздания. О том, насколько, в сущности, небезотносительно и иллюзорно такое представление, насколько оно связано с априорной ограниченностью человеческого мышления, я скажу чуть ниже.


Другой характерный атрибут необходимости, генерируемой дуализмом в поле физических явлений – закон сохранения энергии. Он, в частности, гласит, что нет такого заряда энергии, который бы не исчерпывался, не иссякал. Всякий энергетический потенциал, как и всякое количество вещества – конечен, исчерпаем. Прибавление в одном месте равносильно отнятию из другого. Уменьшение в точке А тождественно прибавлению в точке B.
Итак, все, с чем мы сталкиваемся и имеем дело в реальности, и прежде всего – природа априорных инстанций, на которые обращал особое внимание автор «Критики чистого разума»- пространства, времени, энергии, - отмечено печатью дуализма или поляризации.
То что дуализм обладает структурообразующим значением во Вселенной, прекрасно видно на базовом уровне материальности – волновом. Электромагнитное поле состоит из волн, которые пронизывают мироздание. Тут же приходится говорить о явлении корпускулярно-волновой двойственности, о волновых спектрах, о полярности электрических зарядов (протон / электрон), о парах частиц-античастиц, о дихотомической компоненте в молекуле ДНК, о симметрии в химических структурах и многом другом.
Многообразные вещи и явления, а также оригинальные сущности, из которых состоит огромная Вселенная, местоположение которых, если придерживаться классификации Канта следовало бы причислить уже к области апостериорного постижения, более или менее прямо или опосредованно модулированы «кодом дуализма».

ПРЕКРАСНОЕ И НЕПОСТИЖИМОЕ ЕДИНСТВО.

alt
Однако, существует реальность, лежащая за зоной априорного, то есть вытекающего из структурирующего «принципа дуализма».
Эта категория уже была артикулирована И.Кантом в понятии Трансцендентного. Кант и другие философы считали его совершенно непостижимым для человека. И все же, каким в действительности, является Трансцендентное?- интересующемуся человеку трудно не задать этого метафизического вопроса.
Учитывая все сказанное выше относительно несовершенства и ограниченности нашего логического аппарата, обратимся же вновь к базовым математическим ориентирам, о которых шла речь выше. Вернемся опять к системообразующей триаде : «Единство – Дуализм – Множество».
Если апостериорное проистекает из дифференциации, множественности и богатого разнообразия сущего, которое, в свою очередь, заключено во внешние структурирующие рамки дуализма- источника априорности и любой структуры, то уже из данной последовательности напрашивается идея того, что Трансцендентное, с понятием которого связана мысль об Абсолюте, воплощено в идеальном Единстве, знаменующем отрицание всяких противоречий, всякой поляризации, включая противопоставление частного –общему, большого -малому, отвергающему конечность, исчерпаемость, предельность, количественное различение, и вообще- всякую невозможность и необходимость. Таким образом, Единое выступает синонимом абсолютного совершенства, абсолютной возможности и абсолютного бытия.
Множественность – содержание той несовершенной реальности, в которой мы живем и частью которой являемся. Реальности, заполненной различными формами, различными атомами и молекулами разных веществ, видами минералов, животных и растений, различными преходящими процессами и структурами, калейдоскопическая дифференциация которых создает эффект цветущего бескрайнего многообразия, которым наполнена Вселенная.
Дуализм- обуславливающая рамка для этой несовершенной преходящей реальности, ибо в ней повсюду царит противоречивость, исчерпаемость, ограниченность, проистекающие как раз из наличия полярного, дуалистического отношения.
Единое находится вне всяких рамок и в то же время выступает первоисточником всех принципов бытия, всего возникающего и наличествующего в мире.

Множественное – то, что поддается измерению, находится внутри него, то что мы измеряем, сравниваем, сличаем.
Дуалистическое- это само измерение, понимаемое как фактор разделения, числа.
Единое пребывает вне и над измерениями.

Но как же преодолевается кажущееся противоречие между априорным и трансцендентным, между дуалистическим и монистическим, совершенным и несовершенным, бесконечным и конечным в нашей Вселенной?
Монистическая теория (теория Единого) Трансцендентного может ответить на данный вопрос так.
На уровне Абсолюта никакого противоречия нет. Оно существует лишь в нашем несовершенном мышлении, в формальной логике, заданной, как понятно из сказанного, обманчивой рамкой зыбкого дуализма.
Поскольку мир произошел от Трансцендентного Абсолюта (Единого) и им же обусловлен, а дуализм (и все что связано с априорными категориями- пространством, временем, протяжением, конечностью, ), напротив, был вторичен, Единство мироздания мы должны считать абсолютным, а видимое дуалистическое его проявление, воспринимаемое из априорных инстанций - относительным.
Для нас разделение существует. Но, если бы гипотетически нам было бы дозволено восходить от нашего уровня к высшему, мы бы с изумлением обнаружили бы, что по мере раздвижения горизонтов то, что ранее казалось нерушимой аксиомой на деле оказывается всего-лишь иллюзией, невероятным миражом, как бы преломляющим свет Истины.


МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ.


Хотя абстрактные математические категории были отнесены нами условно к сфере априорного знания, но возможно именно их подлинное распознание, дешифрация первичного смысла числовых и геометрических сущностей, позволило бы несколько приблизить к пониманию Трансцендентной реальности.
Идеальным проявлением Единства, перешагивающего через любые противоречия, выступает триада. Совершенная геометрическая конструкция триады- замкнутая фигура треугольника.

Если, отрезок, оборванный с обоих концов являет воплощение дуализма и производит измерение (являющееся источником ограниченности), то фигура треугольника, в которой три отрезка соединены друг с другом так, что каждый из отрезок соединен со всеми остальными, выступает идеальным геометрическим воплощением Единства.
Точка = точке. Протяжение отрезка задано двумя точками. Запомним и примем это число за «формулу линии» в «космологической геометрии». Будем считать что линия = 2 точкам. Но треугольник, складывающихся из трех состыкованных отрезков, задан тремя точками. Таким образом, если мы попробуем произвести операцию абстрактного математического деления , то увидим, что на каждый отрезок треугольника приходится по одной (а вовсе не по две, как в единичном отрезке) точке! А в отличие от отрезка, заданного двумя точками, точка – не дуалистична, но напротив выступает носителем идеального монизма. Получается, свойство каждой грани треугольника тождественно свойству точки («линия» = точке) , тогда как в отрезке обычном, незамкнутом (не входящем в треугольник) линия = линии. В обычном отрезке (знаменующем идеальный Дуализм) – точка это всегда точка, и только точка (А=А), а линия – это всегда линия, и только линия (B=B).
В данном случае, определенность обеспечивается, как мы видели, числовой ассиметрией элементов. Это свойство отрезка (линии), не входящего в треугольник.

На уровне системной и математической взаимосвязанности каждый элемент треугольника как бы выступает «за предел самого себя» и отождествляется с другими элементами и сущностями триады (принцип Самопревосхождения или Сверхопределенности), в частности- с точкой.
И потому если отрезок знаменует ограниченность или геометрически-оформленное несовершенство, то каждый элемент треугольника, как и целая фигура, являются абсолютно совершенными, несмотря на то, что грани имеют видимое геометрическое протяжение. Тройственный союз точек и линий поддерживается равенством числа точек числу линий –идеальной числовой симметрией, которой мы не находим в отрезке.
Далее обращает на себя внимание геометрическая двухмерность площади треугольника, тогда как отрезок, выступающий синонимом дуализма и необходимости, является одномерной структурой.
Когда я выше говорил , что через единичную точку можно провести неограниченное число прямых линий в любых направлениях, я недвусмысленно намекал на то, что в отличие от отрезка, проведенного между двумя проставленными точками и обозначающего непреложную жесткую Необходимость, детерминизм, единичная точка обозначает Чистую возможность, как антипод детерминизма и синоним свободы.


Если принять, что структурно монистичная Точка -выразитель Чистой Возможности ,а Отрезок (линия) –воплощение роковой дуалистической Необходимости, ограниченности, измерения, то Треугольник воплощает Абсолютное Бытие, выраженное в тройственности, ибо состоит из трех граней и трех точек. В площадь треугольника можно уместить неограниченное число отрезков любой длины. Бесчисленное множество параллельных, перпендикулярных и объемных реальностей, сверхреальностей и трансреальностей встроены в сущность Абсолютного Бытия, отрицающего ограниченность и невозможность.


Необходимость одномерна. Но в Абсолютном Бытии над первым «детерминирующим» «измерением» как бы надстраивается второе, перпендикулярное ему «измерение» (извиняющиеся кавычки тут неслучайны, ибо речь, конечно, идет не об измерениях, происходящих от разделения, а о совершенных ипостасях Абсолютного Бытия, по отношению к которым употребление данного термина являлось бы кощунственно-недопустимой неправдой), придающее площадь фигуре . Обе абсолютные ипостаси перпендикулярного треугольника скрепляются третьей гранью – Чистой Возможности.


Через точку мы способны провести бесконечное число прямых линий, идущих в разных направлениях в спектре окружности 360 градусов. Однако, сумма углов каждого треугольника равна 180 градусам, что равняется ½ окружности. Может быть, этот великий закон указывает на то, что Абсолютное Бытие, неся отрицание ограниченности и Чистую Возможность, в то же время является и носителем Абсолютной Гармонии, не пропускающей фактор не-положительности, несовершенства?


ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Введя понятие «трансцендентного» Кант очертил область рациональных человеческих знаний, провел границу между познаваемым и непознаваемым. Долгое время считалось – и в этом были убеждены почти все философы, что граница эта действительно не пересекаема, что ограниченный в своих пределах разум никогда не в силах будет переступить через нее. Но интеллект человеческий, плохо мирящийся с существованием любых границ для ума, ищет обходных путей, изобретая и разрабатывая все более изощренные когнитивные инструменты. И, возможно, «тайны», непостижимые с помощью формальной бинарной логики, коей пользуется человечество с незапамятных времен палеолита, будут, наконец-то постигнуты с применением многополярной (многополюсной), либо троичной логики. В этом случае и великие метафизические вопросы, перед которыми был вынужден отступить выдающийся ум Канта, найдут ответ, пусть и не укладывающийся в рамки бинарного мышления.
Впрочем, высока и закономерна вероятность того, что познание абсолютных тайн, к которым стремится неугомонный Разум, потребует не столько усилий чистого интеллекта, сколько концентрированного солидарного напряжения души и мысли.

Вы не можете оставлять комментарии