Поделиться:

Страсть к изменению мира

Для всякого среднестатистического обывателя обустройство своего быта (и своей семьи) уже является хорошим, полезным делом. Создавая благоприятные условия для себя и близких, внося в повседневную жизнь элементарный комфорт и уют, такой человек делает собственную жизнь хотя бы чуточку приятнее и удобнее, облагораживает, пусть и локально, свой маленький ареал обитания. В частности, по этой причине практически все цивилизованные люди стремятся (либо сознательно, либо подсознательно) к накоплению материальных благ, которыми они себя окружают.


Социальные реформаторы и общественные альтруисты смотрят на задачу чуть шире. Они пытаются и пытались улучшать условия жизни всего человечества, или по крайней мере-какой-либо его части, усовершенствовать социальное бытие миллионов людей. Сфера их интересов не ограничивается отдельным домохозяйством, семейным очагом, клочком земли. Она может расширяться до интересов племени, народа, сословия, класса, страны, а то и целой мировой цивилизации. Но и у нее, тем не менее, имеются определенные рамки. Так, если классических социальных реформаторов действительно заботили и заботят судьбы человечества (если, конечно, верить их восторженным декларациям) и благоденствие страждущих человеков, то из этого, к сожалению, нельзя сделать вывода о том, что их волнует и интересует благополучие всей окружающей Природы. Отношение к ней, как это, к несчастью, показывала история, может быть и индифферентным, и прямо потребительским, и даже откровенно жестоким, бестактным, грубым. Иногда же оно доходит до буквального беспардонного противопоставления задач социума попираемой естественной среде. И мы знаем тысячи примеров, когда те же социальные реформаторы прошлых веков с воодушевлением принимались насиловать Природу, надругаться над ней, «покорять» ее, подчас пренебрегая элементарной рассудительностью и здравым смыслом.
Не таков человек будущей эпохи, обладающий не механистическим, а системным интегральным мышлением. Односторонний подход – не его стезя.


Идея единства и взаимосвязанности всего сущего, уже приходящая на смену отживающему свой срок механистическому восприятию космических процессов, подстегивает, между прочим и к видению того, что благо каждого элемента, подсистемы или «органа» Вселенной связано миллиардами переплетающихся «нитей» с благом Вселенной во все ее целостности. Этот тезис уже формулировался, в той или иной коннотации, в первой половине прошлого столетия теоретиками ноосферы.
Из этого вытекает грандиозный вывод: принципиальное совершенствование чего-либо в этом мире возможно лишь в ситуации улучшения всего мира как единого целого. Вычленение интересов отдельных субъектов Вселенской Суперсистемы- примитивная метода, к которой ранее часто прибегал человек на «мдаденческих» стадиях развития Разума – величайшая ошибка, опасная, коварная химера, которая часто вела только к обострению существующих дисбалансов Универсума.


Невозможно принципиально и прочно улучшить общественные отношения, не улучшая при этом всего комплекса отношений, действующих в космосе и проницающих как органические, так и неорганические «этажи» вселенского Макрокосма. Как прочное счастье одной отдельно взятой семьи не построить на распространяемой неправде и нескончаемых бедах тысяч других людей, так, в свою очередь, и счастье семи или восьми миллиардов человек, проживающих на Земном Шаре и где угодно не может быть куплено ценой возрастающего и обостряющегося несчастья, страдания, непрестанного притеснения, угнетения других живых существ – животных, растений, грибов, лишайников и т.д, т.к. страдание, являющееся одним из признаков угнетения- это проявление капитального несовершенства, действующего в материальном бытии. Какой же выход из данного порочного круга? Как бы то ни было, но он есть.


Человечество обязано распространять принципы гуманизма на сопредельные уровни Природы –сперва на смежный органический, затем и до-органический. В этом –великое призвание и капитальный смысл существования Разума.

alt
Конечная цель развития по линии гуманизации – это преодоление ЛЮБЫХ форм ЛЮБОГО угнетения, жестокости и доминирования КОГО-ЛИБО и ЧЕГО-ЛИБО над КЕМ-ЛИБО и ЧЕМ-ЛИБО, будь-то несправедливое господство человека над другим человеком, общества –над остальной природой, живого и энергичного над не вполне живым и не столь энергичным, слабого- над сильным, большого- над малым, мощного – над немощным, полного- над неполным, достаточного –над недостаточным.
Гуманизм по отношению к человеку –только необходимый первый шаг в направлении безусловного Всеобщего гуманизма, светлый идеал которого должен быть достигнут и утвержден впоследствии.
Масштаб будущих задач несравним с масштабом самых горделивых и амбициозных задач современности и прошлого.


Страсть к изменению бренного, несовершенного мира – таковым импульсом будет движим прогрессивный человек грядущей эпохи. Это есть центральный импульс, главный лейтмотив эпохи, не только сумевшей заглянуть в бездну бесконечности, но и протянуть через нее спасительный мост Абсолютности. Финальная цель –упразднение капитального несовершенства, порочности, достижение безоговорочной, подлинной и окончательной гармонии на всем пространстве космической реальности. А между тем, чего скрывать очевидное - придти к ней очень непросто.


Порочность, присутствующая в нашем бытии, неотступно и неумолимо преследует мыслящее существо на каждом шагу, и потому кажется вездесущей, неистребимой. Но эта упрямая многоликая порочность (которую люди именуют злом или дисгармонией), проявляющаяся, в частности, в виде насилия, боли, страдания, неудовлетворения, а в более широком плане- в форме извечного отрицания, разделения и разобщения, имела место задолго до того, как человек принялся пытаться осознавать ее на интуитивном и логическом уровнях. Ей-то и придется всерьез противостоять грядущему человеку.


Настоящая, истинная гармония, которой осознанно или подсознательно желает и жаждет разумное существо, может наступить лишь с восстановлением высшего мирового единства, то есть с преодолением того разъединительного начала, которое и составляет источник несовершенства, разобщения и всякого насилия.

Вы не можете оставлять комментарии