Поделиться:

От измеримого к неизмеримому.

От Разнообразия и через Разнообразие Природа восходит к Совершенству. Правомерно даже сказать, что путь к Совершенству лежит через Разнообразие. Будущий Эталон, как «мера совершенства» «выковывается» во многих Оригиналах. Вот для чего нужна Дифференциация, которую известный английский философ Г.Спенсер, наряду с процессом интеграции, считал одним из главных и необходимых атрибутов и двигателей эволюции Природы, и биосферы в частности. Прогрессирующая дифференциация форм позволяет вырабатывать такие комбинации и соотношения качеств, которые, в конечном итоге, служат основанием Идеальной Формы и Идеального Качества. Природа плодит непохожие, оригинальные, отличающиеся друг от друга творения, умножая их количество, чтобы в конце концов, соединить их, подобно ячейкам «паззла» в гармоничной композиции. Но для чего же ей нужно все это переливающееся многообразие? Какой цели оно служит?
Возможно, понять эту нетривиальную закономерность позволит диалектический подход и анализ перехода качества в количество, и наоборот. Также как материал необходим для создания какой-либо вещи, так и качества нужны для рождения категории качественности, в рамках которой мы и выделяем такие полюса, как Несовершенное и Совершенное. Цельное здание нельзя создать, не озаботившись прежде этого заготовлением кирпичей или бетонных блоков.
Различные множественные формы сперва необходимо создать для того, чтобы, потом, путем сопоставления и сравнения, можно было найти и устроить Идеальное отношение между ними.
Одновременно с этим, желательно отличать понятие Эталона от понятия Идеала. Эталон-это лишь стандарт, пример, трафарет и мера качественности. Идеал- это ее воплощение в конкретных, состоявшихся проявлениях.
Категория Совершенства (к которой принадлежит и Эталон и Идеал) наступает за пределами категорий качества и количества. Совершенство- это предельное качество, выраженное в наилучшем отношении количества.
Но «лучше», как и «хуже»- есть уже термины оценочные. Оценка же принадлежит субъекту. Следовательно, зона оценочного (субъективного) начинается там, где заканчивается зона объективного. И в этом смысле, необходимо провести строгое разграничение между Качеством и Качественностью. Качество может быть «Таким» и «Другим» (Тезис и Антитезис). Но Качественность имеет другую полярную диаду, включающую противоположение Несовершенного Совершенному.

alt

alt
Оригинальное принадлежит области Несовершенного. Вещь может быть оригинальной, неповторимой, уникальной, но при этом несовершенной по линии качественности (не путать с Качеством). Напротив, Эталон не может быть оригинальным. Эталон- это универсальный образец качественности, существующий как ориентир. Его функция – служить обозначением Предела Совершенства. Поэтому как универсальный стандарт, Эталон монистичен, единолик. Разных эталонов не бывает. Идеал же способен совмещать многоликость с качественным с непревосходимостью качественного Совершенства, соединять предельность с многообразием. Уникальное, воспринимая Эталонность, приравниваясь, приобщаясь к ней, становится Идеальным, не переставая быть уникальным, но уже в лоне выше означенного Предела Совершенства.
Природа восходит от однообразного к разнообразному, и от разнообразного- к эталонному, а от эталонного- к идеальному, а от идеального- к Абсолютной Истине. Вот почему на смену этапу дифференциации всегда приходит этап «скачка качественности», который затем завершается распространением возникшего более совершенного состояния на многие сущности. За простым ростом разнообразия и дифференциацией видов следует эволюционный «рывок», выражающийся в поднятии на принципиально более высокую ступень организации, которая, возникнув, стремится перестроить по образу и подобию своему, прочие системы окружающего бытия. Вот почему дифференциация, расчленение на множество уникальных направлений, предшествует очередной интеграции и централизации. А централизация предваряет возникновение полиипостасного состояния, т.к. идеальное едино по совершенству, но полиипостасно по проявлением. Рассмотрим эту универсальную последовательность на простом примере. Многоклеточные формы жизни с хорошо дифференцированными тканями и органами возникли в результате соединения, сцепления разных видов одноклеточных организмов, вошедших в симбиоз друг с другом. За этим последовал «скачок» по линии централизации и выделение у многоклеточных видов управляющего центра- головного мозга. В свою очередь, Разум по собственному образу и подобию изобретает «искусственные мозги» и наделяет ими машины.
Идеальное, как видно, открывает путь Истинному.

alt
Абсолютная Истина не описывается понятием объективности, каким мы обозначаем нечто ограниченное реальное. Но ее также нельзя выразить через субъективную оценку, как индифферентную, так и превосходную. Абсолютная Истина царит над объективностью и субъективностью, объемля и ту и другую.
Каждый мыслящий субъект –уникальный, хоть и несовершенный микрокосм, нужный для поддержания соответствующего разнообразия. Но слившись вместе в один большой суперорганизм, соединив мысли, чувства, воли и опыты друг друга в одном едином сверхопыте, субъекты превращаются в Макрокосм, миссия которого состоит в приобщении к Идеалу и Абсолютной Истине.

Вы не можете оставлять комментарии