Поделиться:

Эволюция Интернета: Quo vadis?

Выражение «Эволюция Интернета» сделалось в последние годы довольно расхожим словосочетанием, охотно и все чаще используемым журналистами, писателями, учеными, аналитиками, исследователями Медиа-сферы. Случайно ли это? И отчего именно этот словесный оборот стал столь удобным, популярным, притягательным? Стоит ли за ним простая семантическая метафора, либо нечто большее?
В прежние времена термин evolution чаще всего применялся по отношению к живым существам, либо к биосфере нашей планеты и намного реже- к неорганическим системам. Таков намек.
Не исключено, что подсказку нужно искать в тусклых «закоулках» психологии.
Примечательно, что некоторые вещи скорее улавливаются проницательным подсознанием прежде, чем они прощупаны формальной логикой и артикулированы сферой сознания. Возможно, это относится и к рассматриваемому лингвистическому феномену.

Какие физиологические признаки присущи практически любому органическому телу?
1. Безусловно, рост
2. Развитие
3. Размножение
Приведу интересные данные мировой статистики.
Еще в 2010 году число пользователей Глобальной Сети в мире не достигло 2 млрд. человек ( в 2005 году оно не доходило и до 1 млрд.). Сегодня оно стремится вплотную приблизиться к 3 миллиардам.

Совсем недавно, в 2008 году количество мировых Интернет-пользователей было в 2 раза меньше, чем сегодня, в 2002 году – в 5 раз меньше, накануне Миллениума, в 1999 году – в 10 раз меньше.
Впрочем, нет ничего нагляднее графика.

alt
Глобальная Паутина не только растет количественно, прибавляясь новыми присоединяющимися «клетками»- рецепторами. Как и любая сложная органическая система, она имеет свои законы, фазы и алгоритмы качественного развития.
А вот основные вехи из ранней хронологии Глобальной Сети:
1991 г.- Глобальная Паутина начинает использоваться для хранения и передачи изображений
1993 г. –создание первого в мире блога
1994 г. –впервые была осуществленна передача радиосигнала
1995 г. –появление так называемых «чатов»
1996 г. –возникновение «форумов»

На сегодняшний день в истории прогрессирующего Интернета можно выделить три главные качественные «волны» и три характерных периода, а именно: 1) текстовой, 2) звуковой и 3) видео-визуальный.
В самые первые годы существования- до середины 1990-х гг, Интернет служил средством хранения и распространения главным образом текстовой информации и неподвижных, статичных картинок. За этим последовала «аудио-революция», пришедшаяся на конец 1990-х-начало 2000-х гг. И лишь в середине 2000-х годов наступает эра массового распространения и вхождения в жизнь цивилизации Интернет-видео, а чуть позднее ( с лагом в 2-3 года)- и Интернет-ТВ.

БОЛЬШОЙ ЭМБРИОН.

Ныне часто говорят о том, как сильно Глобальная Паутина меняет и уже изменила условия информативного взаимодействия людей на Земле, создала новые формы общения и т.д.
Однако, революционная роль Интернета в жизни человечества не сводится только к прорыву в сфере общения и коммуникации. Не менее важна и любопытна его мемориальная функция.
Под ней я имею в виду то , что Интернет аккумулирует весь багаж опыта цивилизации за многие века и даже тысячелетия. В нем мы находим все: и сокровища мировой литературы всех эпох и народов, и древние тексты, и тысячи старинных фотографий 19 столетия, и средневековые симфонии, и многочисленные хроники более чем 100-летней истории кинематографа. Одним словом, в Глобальной Сети собран культурный капитал, накопленный человечеством за столетия его развития. По мере растущего участия все большего количества людей в формировании сетевого контента, этот гигантский опыт подобно кому непрерывно возрастает, дополняется новыми источниками, нюансами, мелкими и важными деталями. Бесценные богатства мировой живописи, музыки, скульптуры и литературы, старинные фото, миллионы семейных альбомов находят новую жизнь в цифре. Но для чего человечеству собирать эти многообразные богатства? Для чего необходима такая централизация? Какой смысл стоит за этим? Как , на что и с какой целью эти богатства могут быть и будут использованы? Возможно, тут уместна аналогия с биологической природой.
Яйцо накапливает, сберегает питательные соки и белок, дабы они послужили необходимой пищей, ресурсом для развивающегося эмбриона будущего организма.
Нынешний этап Интернета можно назвать аккумулятивным. Роль сегодняшнего Интернета уместно сравнить с ролью и функцией яйца. Человечество пока преимущественно лишь собирает информационный капитал, накопленный сотнями прошлых поколений, сводя и складируя его в универсальное хранилище, коим и выступает Глобальная Сеть.
Следующий этап будет «этапом переваривания». Подобно тому, как пища нужна нам для получения энергии, первичная информация может быть применена для выработки Сверхзнания. Но для этого массивы первичной информации должны быть специальным образом проанализированы, обработаны и переработаны. Сверхзнание- есть продукт вторичной классификции и переработки накопленного первичного знания, роль которого сходна с ролью сырья.
Накопленный и сведенный воедино тысячелетний информационный капитал- это бесценный материал для науки, из которого наукой может быть сгенерировано Сверхзнание. Последнее следует отличать от обыкновенного знания. Приставка «сверх» отнюдь не случайна и несет не только нагрузку метафорического преувеличения.
Грядущее Сверхзнание, возникающее на базе скопленных несметных сокровищ культурного опыта- это не просто учет того, что уже было кем-то когда-то создано, а потом- собрано. Это творчество того, что не было никогда. Это явление и продукт совершенно нового типа., который еще предстоит произвести Науке и подарить человечеству, дабы преобразить наши представления об Обществе и Вселенной. Не лишним будет подчеркнуть, что главная жила Сверхзнания лежит в области постижения Обществом самого себя, законов, формул и проекций, по которым оно существует, функционирует, пульсирует, развивается. Это- область самопознания, открывающего человечеству впервые возможность ясно ответить на сакраментальный вопрос: «Что есть Разум?», и «каковы его путь и миссия?». Таким образом, предвещаемое Сверхзнание играет роль базиса или спускового механизма приближающейся антропологической революции. Следующий встающий вопрос: как человечество и его отдельные представители пожелают воспользоваться, распорядиться им? Несомненно, придет время, когда уже отдельные очаги Сверхзнания придется соединять и интегрировать в цельную систему, направляя их на осознанное служение великой миссии глобального антропологического развития. Ибо любое знание- есть лишь необходимый промежуточный этап к практическому действию и имеет действительную ценность только в этом прагматическом смысле. Сверхзнание- ключ к Сверхумению. Сперва мы познаем как Нечто устроено, а затем научаемся управлять и манипулировать им по собственному разумению и плану. В первом акте приобретается великий Метод и ясное видение плана и алгоритма будущих свершений, именуемое Проектом, во втором – запускается «машина действия». Проект переустройства бытия принимает воплощение в состоявшемся факте. Могущество интеллектуальное нужно для того, чтобы преобразовать его в могущество физическое и является прологом к последнему. Знание в соединении с практикой дает высший тип деятельности, коим является чистое Творчество.
Резюмирую свое небольшое аналитическое эссе концептуальным выводом, который, как мне думается, имеет огромное значение для макро-социологии. С полным правом можно сказать, что если смотреть со всех точек зрения, рождение Глобальной Паутины в 1991 году знаменует переломный пункт в эволюции человеческой цивилизации. До этого человечество преимущественно производило, накапливало знание и многочисленные атрибуты материального опыта. Теперь оно перешло к их интеграции в нечто целостное и глобальное. Это означает переведение цивилизации с рельс механического прогресса на путь органического развития – факт беспрецедентного, колоссального, антропологического масштаба. Прежним, механическим путем homo sapiens шел 100 000 лет. Сколько же продлится новый путь? Трудно сказать. Очевидно, мы находимся в самом начале его. 22 года- не большой срок для истории. Однако, главное состоялось. Судьбоносный процесс запущен. Великое «яйцо» уже сформировано и оплодотворено. Оно растет и есть все основания предвидеть, что «детеныш» превзойдет все смелые ожидания.
Какова же конечная задача у интеграционного, органического пути, на который мир вступает в начале 21 столетия? Эта священная задача- трансформация самого человека, переход коллективного Разума в труднопостижимое новое бытие.

ТВОРЧЕСКИЙ «ВЗРЫВ»

Принято считать, что в своем технологическом развитии на сегодняшний день человечество прошло 3 главные производственные революции: аграрную, индустриальную и информационную. Было бы правильнее, конечно говорить о четырех, т.к. первой производственной революцией было овладение палеолитическим человеком техникой выделки простейших каменных орудий.
Аграрную революцию, связанную с приручением животных и началом регулярного воспроизводства питательных растений, принято называть неолитической, т.к. ее время относилось к эпохе неолита (5-10 тысяч лет до Новой Эры).
Индустриальная революция обязана появлению машинного типа производства. Она длилась с конца 18 по середину 20 века и завершилась возобладанием промышленного сектора над сельскохозяйственным.
Последняя, информационная революция, в период которой мы живем, началась около 40 лет назад (в более широкой интерпретации- около 90 лет назад). Как известно, ее осью является прорыв в области технологий коммуникации, а также производства и использования огромных массивов информации. Ее облик формируется прежде всего такими изобретениями, как компьютеры, калькуляторы, мобильная связь и Интернет, причем последнему, как нетрудно видеть, принадлежит самая грандиозная, центральная роль.
Подобно четырем предыдущим, информационная революция в узком смысле этого понятия, тоже не является последней в ряду деяний человечества. Как и любая волна, она имеет начало, зенит и завершение.
Тогда встает закономерный вопрос: что же стоит за «информационной революцией»? Какой будет следующая?
Чтобы ответить на него, необходимо понять главное: в чем логика последовательности, каким образом все выше перечисленные звенья связаны между собой. Рассмотрим их в ключе несомых ими качеств.
Когда человек научился выделывать первые орудия, в нем пробудилось творческое начало, являющееся главным отличительным признаком Разума. Приручение животных и растений, принятие их на службу цивилизации олицетворяло прогресс по линии воспроизводства энергии. Промышленный переворот нес функцию помножения созидательного, творческого принципа на внешнюю энергию, а новейшие коммуникационные, цифровые и электронные технологии- означают скачок воспроизводства, но уже не энергии, а информации.
Чтобы верно оценивать и представлять капитальные изменения будущего, нужно учитывать, чтобы связаны с фактическим отождествлением творческого принципа с воспроизводственным. Акт творчества станет равнозначным акту распространения сотворенного продукта, и наоборот, а материальное производство сольется с производством информации, сделавшись его неотъемлемым продолжением. Сам процесс творческого созидания примет неистовые промышленные масштабы.

НА ПОРОГЕ «ГЛОБАЛЬНЙ МАШИНЫ».

Неслучайно именно в наши дни начинающееся проникновение в тонкие структуры материи, пробивающие себе дорогу нано- технологии и генная инженерия совпадают по времени с появлением развитием таких далеко идущих направлений, как трехмерное печатание (3d принтеры), электронный контент, Интернет и программирование. Сегодня многие из этих революционных направлений лишь «проклевываются» или пребывают в младенческом состоянии, а некоторые- вовсе находятся в утробе других, уже состоявшихся современных технологий. Но внимательный анализ вектора материального развития человечества не оставляет сомнения в том, что мир стоит на пороге очередной производственной революции, не только сравнимой по своему значению с промышленным переворотом 18-19 вв, но намного превосходящей его по масштабу и последствиям для уклада жизни людей. Подчеркну специально, что она предвещает коренное изменение самого способа производства, не говоря уже о его характере, а именно – отмену классического машинного типа производства, с которым человечество уживалось на протяжении почти 3 столетий. Разумеется, данное утверждение не может не удивлять и не шокировать обывателя.
Спрашивается, что же тогда должно послужить заменой Машине в привычном смысле этого термина?
Ответ должен поражать всякой воображение: новым средством производства станет «Глобальная машина». Разумеется этот термин- только громкая метафора, призванная подчеркнуть размер грядущего средства производства, оно имеет очень мало общего с машиной. Путь к нему лежит через соединение глобального производства информации с глобальным производством вещей.
Роль первичной формы и зачатка грядущей Глобальной Машины как раз и играет сегодняшний Интернет, выступающий мировым механизмом продуцирования информации.
Заводская, фабричная машина эпохи индустриальной по своему значению и сути, была чем-то средним между примитивным орудием каменного века и "Глобальной Машиной". В то же время, в качественном и временнОм плане, необходимым промежуточным «полустанком» между машиной обыкновенной, т.е. заводской, и так называемой «Глобальной Машиной» выступает электронно-вычислительное устройство (компьютер) и тот блок совершенствуемых программных технологий, так или связанных с электронно-информационным этапом в развитии Общества нескольких последних десятилетий, в которых человек современной эпохи видит пока еще не замену, а только полезное, благотворное дополнение заводскому механизму, предназначенное, в частности, для того, чтобы облегчать, делать более комфортным и эффективным, а также менее утомительным процесс труда. Компьютер и заводской механизм сосуществуют параллельно друг другу, рядом друг с другом, помогая друг другу, сотрудничая и оказывая взаимные услуги, но все- же не сливаются до взаимной аннигиляции. Так дело обстоит ныне. Но это нисколько не означает, что данное привычное отношение –заданная аксиома и будет существовать всегда, как и пресловутое разделение реальностей материальной и виртуальной, кажущееся таким разумеющимся. И не надо думать, что отчасти размывание этой грани не реализуется уже сегодня, хотя бы и в грубейших, примитивнейших формах. Чем же, в таком случае являются нынешние 3d-принтеры, подключаемые к Глобальной Паутине, как не смелой, хоть и преждевременной, попыткой «перескочить» через сию грань? Подобная последовательность разрешает проанализировать и великое макроисторическое значение Интернета как «мостика», перебрасываемого эволюцией Антропосферы от машинного типа производства к"Глобальной Машине".

Всепланетный размер нового средства производства еще не так поразителен, как его потенциал и кажущиеся запредельными функциональные возможности.

ПОСТПРОИЗВОДСТВО.

В древности человек самолично производил большинство нужных ему предметов, обеспечивая себя всем или почти всем необходимым. Индивидуальное хозяйство было и натуральным. Простота и бесхитростность орудий, а также –общедоступность природных материалов, позволяла избежать необходимости обращения к обмену и приобретению товаров извне. Позднее, специализация и усиливающееся разделение труда с параллельно идущим усложнением и совершенствованием материальных предметов, вызвали потребность в обмене. Люди стали продавать и покупать недостающие товары, сперва обменивая их один на другой, а затем- и при посредстве денег. На смену натуральному типу хозяйствования пришло товарно-денежное. Вошедшая в 18 веке в обиход цивилизации машина способствовала дальнейшей специализации и, как следствие –развитию рыночных обменных операций.
Глобальная Машина должна вернуть человечество фактически к натуральному хозяйствованию, на новом технократическом уровне. Дело в том, что каждый пользователь Глобальной Машины превращается во владельца и собственника средств производства всех необходимых ему товаров и услуг, существующих в виде программы . Для того чтобы заиметь необходимый предмет, достаточно попросту «скачать» его, подобно тому как современные люди скачивают из Интернета информационный контент. Любая форма может быть задана программой – и это уже сегодняшняя реальность, обеспечиваемая трехмерными принтерами. «Завтра», за порогом нанотехнологической эры, сходному программированию будет подлежать уже не только форма, но и вещество, из которого форма состоит. Производство утратит механический характер, станет информационным. Следовательно, у грядущих поколений не будет нужды выделывать и обрабатывать нужные орудия при помощи грубых, несовершенных внешних, топорных механизмов из заранее добытого сырья. Потомки будут попросту программировать и «скачивать» их, подобно тому как подросток начала 21 скачивает компьютерные игры из Интернета. Такому же скачиванию впоследствии будут подвержены не только отдельные вещи и предметы, но и целые фрагменты, участки динамичной реальности с происходящими в них событиями. Виртуальное бытие сомкнется с натуральным, образуя поле Сверхбытия.
Характерно, что высшей, предельной централизации производства, аккумулируемого всемирной Глобальной Машиной, соответствует на другом полюсе- его предельная миниатюризация, децентрализация и деконцентрация. Потребность в огромных вращающихся станках и гигантских механизмах отпадет. С громыхающих фабрик, заводов и шумных комбинатов производство вновь переместится в частные домохозяйства, в дома, квартиры, сады и конторы отдельных пользователей, являющихся и производителями и потребителями в одном лице. Оно станет партикулярным, частным на местном уровне. Но фактическим же производителем, на которого возложена вся ответственность и тяжесть труда по превращению виртуальных благ в реальные, оказывается Глобальная Машина. Это предполагает необходимость ее тесного сотрудничества не только с человеком, но и с Искусственным Интеллектом, на которого человечество возложит высшие творческие, регулирующие и контролирующие функции. Это и понятно. Глобальная фабрика не только работает на удовлетворение перманентных, постоянно изменяющихся каждодневных нужд миллиардов человек по всему Земному Шару, но и развивается, а следовательно - нуждается в сознательном генеральном Глобальном Контролере, адекватно определяющем, проектирующем и поддерживающем стратегию развития. Ни один человек, ни значительная группа людей самостоятельно и в отрыве от технического интеллекта, ресурс которого намного превосходит человеческий, не способны проконтролировать столь гигантской сврехсложной системы. Однако автономизация этого интеллекта от живого, мыслящего, чувствующего, сознающего существа, окончательная автономизация творения от своего творца, несет не меньшую антропологическую угрозу, предугатавливая последнему чудовищные страдания, бедствия и катастрофы. Лишь грамотный, искусный симбиоз техники и человека, разума естественного и разума суррогатного, базирующиеся на здравой разумной Методологии, способны выполнить эту непростую задачу, избавив людей от риска быть подмятыми ускоряющимся катком Эволюции.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАЗМНОЖЕНИИ.

Будет ли Мировая Машина одна на всех, как сегодняшний Интернет? Скорее всего, первоначально должно быть именно так. И это вполне демократично. Каждый человек сможет быть пользователем Глобальной Машины, будучи производителем и потребителем нужных благ. Но пойдем далее и спросим: что помешает впоследствии (в непоределенном и неопределимом (пока что) будущем) каждому субъекту стать владельцем собственной, индивидуальной Мировой Машины?

Биологические организмы обладают способностью делиться, оставляя после себя многочисленное потомство. Почему бы не предположить этой способности и за Глобальной Машиной, тем более что она является прямой наследницей Интернета?

Вы не можете оставлять комментарии
Уже сейчас в США в отчетах о приросте ВВП присутствуют не только материальные ценности, но и интеллектуальная ценность: программное обеспечение, бренд, умственный потенциал коллектива. качество организации работы и др. Поэтому при кризисе у них наблюдается прирост ВВП. В недалеком будущем вопрос о биологическом происхождении человека, его биологическом составе отойдет на задний план. Все механизмы. в т.ч. интернет, это всего-лишь протезы, которыми мы пользуемся по недомыслию, пользуемся временно. Видимо грядет Великая Революция человечества.
Да. Дело идет к синтезу человека и техносферы (синтезу творца и творения). И это ни что иное как центральная диалектическая программа пути Разума во Вселенной.
Хотелось бы напомнить об Абсолютных Возможностях человека, которые, похоже, кем-то временно заблокированы. Не просто так сказано "И создал Бог по своему образу и подобию Человека". Разум ,это по всей видимости, еще не весь Бог. При этом, замечу, я материалист. Надо отметить, что все великие ученые, к которым я себя ни в коей мере не причисляю, были материалистами, но они понимали ограниченность наших знаний, поэтому искренне верили в Бога, которого никак не могли понять.