Поделиться:

Сверхнаука и гуманитарный "скачок".

Сперва человек познает формулы Природы, затем он научается пользоваться ими. Но поняв лимиты, накладываемые природными "формулами" на поле деятельности homo sapiens, неугомонная разумная мысль ищет способа "перешагнуть" через них, стать творцом уже собственных, самолично придуманных и самочинно утвержденных "формул".Таков порядок стадий самореализации Разума.

Первая стадия - НЕВЕДЕНИЕ

Вторая - ПОЗНАНИЕ

Третья - ПОДРАЖАНИЕ (КОПИРОВАНИЕ) принципам познанного

Четвертая- ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ (независимое творчество, свободное от подражания, "подражание самому себе")

В интеллектуальном прогрессе следование этому универсальному закону проявляется с особенной явственностью и очевидностью. Но неужели верность ему характеризует также и путь духовной трансформации Разума? Да, хотя бы последняя и шла чрезвычайно медленно относительно всего остального.

Не будет большим преувеличением с сожалением признать, что на протяжении всей своей многотысячелетней истории представители рода человеческого только и делали, что воевали друг с другом, мучались, отчаивались, страдали, изнывая под гнетом собственной глупости, неуемных страстей, пороков и чудовищных злодеяний.

И ни одному поколению еще не удавалось вырваться из этого казалось бы "заколдованного", страшного, порочного круга перманентного кошмара, ужаса и неустройства, прикрываемое тонкой и частро нарушаемой пленкой так называемой цивилизации.. Каждое несчастное поколение неизменно брало эстафету страдания и отчаяния у своих несчастных родителей, чтобы передать ее не менее несчастным детям. Век от века, с ходом всемирной истории , по мере социального, культурного и технологического прогресса, изменялась лишь форма, или, правильнее сказать - внешняя "обертка" кошмара, "начинка" же оставалась одинаковой. Да и "обертка", сказать по правде, если и менялась, то не слишком сильно. Война всегда оставалась войной (какими бы средствами она не велась), насилие -насилием, жестокость и грубость -жестокостью и грубостью, страсть к власти- страстью к власти, обман и мошенничество -обманом и мошенничеством. Из констатации этого горького факта может сложиться впечатление, что вся эта умопомрачительная неразумность homo sapiens, со всеми его буйствами и безумием, вероятно, закреплена в вечности, и разрыв означенного круга - попростоу невозможен, как невозможно отменить силу гравитации.

Но это, к счастью не так. Классическая диалектика учит, что каждое состояние рано или поздно (хотя бы очень поздно) завершается переходом в свою условную противоположность. Некоторые качественные фазисы бывают чрезвычайно долгими, так что может сложиться обманчивое впечатление о их временнОй нескончаемости и бесконечности, и тем не менее они не вечны, имеют начало и конец.

В самом деле, природа человека, как показывает тысячелетняя история, крайне негармонична, несовершенна и порочна. Злое начало неизменно присутствует в Разуме, сочетаясь с его выдающимися поразительными творческими потенциалами, отличающими Антропосферу от до-разумных форм Жизни. Агрессивность и порочность, увы, заложены в самой сердцевине человеческой психики, и по большому счету- унаследованы родом homo от тех задатков, которые были сформированы дикой средой у высших животных в процессе вынужденной ожесточенной борьбы видов за существование.

Но это вовсе не означает невозможности избыть, побороть, обуздать их. Подлинный гуманизм, к которому стремится цивилизация, хотя бы только на декларативном уровне, как раз и состоит в императиве сознательного самопреодоления прочно сидящих в психике человека звериных инстинктов (являющихся источниками жестокости, насилия, преступных наклонностей, войны, разнообразных извращений и т.д.), причем не любыми средствами, а лишь истинно гуманными, добрыми и деликатными. Но есть ли они хоть на горизонте? Могу обнадежить. Да, есть.

Менять качество бытия и собственной жизни в корне мы сможем только тогда, когда познаем первоосновную "тайну": ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КАЧЕСТВО? Из чего оно слагается? По какому закону за одним качеством следует другое, за другим- третье и т.д? И каким образом мы можем производить новые качества сознательно? На каком "энергоносителе" может работать качество-генерирующая машина?

До сих пор, т.е. до 10-х гг. 21 столетия, человеческий опыт имел дело лишь с вторичными, внешними, производными "пластами" вселенской реальности - химическими, физическими и т.д. Восходящее "солнце" терминального Суперзнания - Математики Качеств впервые призывает ученого оперировать Природой на первичном, первоосновном уровне- на том, который в былые времена назвали бы "метафизическим". Я же предпочитаю именовать его НАЧАЛЬНЫМ.

Что же предвещает сей восход?

Для начала, следовало бы установить, что:

ДУРНОЕ- есть некоторое качество, и

ХОРОШЕЕ - есть некоторое качество.

Комбинируя определенные качества и отношения друг с другом, мы получаем на выходе либо дурное, либо хорошее, либо индифферентное.

alt

Такова главная триада нравственно-ориентированных понятий. Понятие "идеала" или "идеального" лежит уже за ее верхней планкой. Величайшее открытие состоит в том, что, и у дурного, и у хорошего, и у идеального, и у безобразного, и у всякого вообще состояния , а также у понятия, описывающего некоторое состояние действительности есть своя качественная формула, она же - "первоосновной код". Этот "код" можно познать, выделить, а можно и создать, сконструировать, а сконструировав -применить.

Середина (индифферентность) подразумевает оценочную нейтральность, отсутствие девиации. Это- точка отсчета, наподобие "нуля" в термометре. "Плохое" несет отрицательную девиацию, "хорошее" -тоже несет оценочную девиацию, но только положительную. Наконец "идеал" перекликается с "серединой" (центром) тем, что олицетворяет эпицентр гармонии, а с другой стороны- качественный предел, эталон, от которого ведется абсолютный отсчет степени не-идеальности.

Прежде чем перейти к практическим изысканиям, этической науке следовало бы, однако, определиться ми придти к консенсусу, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДУРНОГО, ХОРОШЕГО И ИНДИФФЕРЕНТНОГО в абсолютно-гносеологическом смысле. Какие "ингредиенты" , и в каких отношениях должны сочетаться друг с другом. Малейшая ошибка в рецептуре может стоить очень дорого, превращая подаваемое "блюдо" из благотворного "лекарства" в "наркотическое зелье" или злостную "отраву".

Данный подход к высшим проблемам нравственности и предельным моральным категориям может показаться слишком формальным и даже отталкивать своей будто бы "неестественной", "надуманной" формальностью.

Но было бы великим заблуждением противопоставлять интеллектуальное начало духовному началу, как это было прежде. Могущественная сила логики отнюдь не всегда нейтральна с точки зрения терминальных оснований нравственности. Она может проходить параллельно этим основаниям, но может и соединяться с ним намертво. И, наоборот, прогресс нравственности не обязательно отделен от восходящего потока логики. Интеллект может находиться в тесном, высокогармоничном, творческом содружестве с моралью. А это именно то, на что существует острый запрос в 21 веке. То, чего мир был лишен ранее.

Интегральная Сверхнаука, которая возникнет в текущем столетии, должна совмещать познавательную функцию с эстетической, этической, моральной, ценностной, а также- гносеологической. В этом всестороннем синтезе заключается ее принципиальное отличие от науки, в обычном традиционном понимании.

Обычная наука была, в целом, индифферентна морали. Считалось, что мораль-сама по себе, и познание -само по себе. Причина тиакого отношения лежала в самом подходе к пониманию и восприятию мира. Ведь наука понимает познаваемую действительность как объект исследования.А на объект, управляющийся "естественными законами", не распространяются моральные категории, какие присущи субъекту, такие как жалость, доброта, дружба, сострадание, гуманность и т.д. Робкие попытки ввести в профессиональный обиход понятие так называемой "научной этики" были крайне поверхностны, зачастую- лицемерны и имитацонны, и мало меняли суть дела.

Поход возвещаемой Серхнауки совершенно иной. Знание не только не отделяется от моральных категорий.В сущности, великая "интеллектуальная революция", связанная с постижением универсальных принципов распределения качеств во Вселенной, становится предпосылкой и фундаментом для последующей "духовной революции" Общества.

Кроме того она открывает множество удивительных "вещей", включая "формулу идеального", суть понятий, космологическое значение чисел и базовых геометрических пропорций и т.д.

alt

alt

Но всякое действие нуждается в инструменте, в "ключе", при помощи которого оно может быть осуществлено. Новое вино вливают в новые меха. Это относится и к новому способу миропостижения.

Важно отметить, что практическая возможность Интегральной Сверхнауки, в синтезе с философии объединяющей в себя опыт всех наук, а затем -и вбирающей компоненты этики, эстетики, морали и гносеологии, обеспечивается постижением и применением Математики Качеств -собственно "первоосновного ключа", предназначенного для открытия "первоосновных дверей" бытия. Так же как опыт был двигателем обычного научного развития 16-20 вв, а математика количеств (первая, самая ранняя и самая абстрактная из отраслей знания) -его необходимым первичным условием, Математика Качеств выступает могущественным катализатором и двигателем грядущего дедуктивного Сверхнаучного переворота. Этот переворот меняет уже не внешнюю сторону жизни человека, но в том числе- и самого человека.

alt

Лишь взяв в руки "ключ" от первоосновных "кодов мироздания" , человек сможет возвыситься над собсвтенной ограниченностью и несовершенством слабой, порочной натуры. Но даже научившись пользоваться этими "первоосновными формулами" в совершенстве и обретя колоссальное, беспрецедентное могущество не только над многими внешними явлениями природы, но и над самим собой, неужели Разум в один прекрасный момент не возжелает "перешагнуть" и через эти "формы", чтобы дойти до ничем не ограниченной, и теперь уже -ничем не обусловленной свободы, эмансипироваться от всяких рамок природной необходимости?

alt

Сверхнаука есть результат всестороннего синтеза всех известных направлений (ветвей) человеческой деятельности: науки, философии, искусства, эстетики, политики, экономики. Их многовековая дифференциация, дробление и обособление закончатся. Настанет ситуация, когда энергию всех этих, прежде раздельных, каналов культурной работы, человечеству придется направлять на Единое Дело- дело Развития (с большой буквы) Разума. А это значит, что Сверхученый будущего будет и даже обязан быть одновременно и ученым, и философом, и политиком, и экономистом, и творцом, и изобретателем, и художником, и идеологом, и первооткрывателем. Искусственная специализация чужда ему, противна его духу. Сверхученый - есть могущественный Всесторонний Профессионал, главная миссия и предназначение которого заключается в том, чтобы, собирая и интегрируя все грани человеческой жизнедеятельности, нести ответственную гуманистическую службу "машиниста эволюции".

alt

Вы не можете оставлять комментарии